Нам очень нравятся поезда и железные дороги Германии.
Мы были очарованы развитой ж/д сетью Германии. На поездах можно доехать практически до любого маленького городка. А также в соседние страны: Францию, Австрию, Швейцарию, Бельгию, Нидерланды. Понимаете масштаб?
Главный официальный перевозчик в Германии – компания DeutscheBahn, государственная акционерная компания. Узнать ее поезда легко по красному логотипу компании DB на составах.
Кроме Дойче Бан есть ряд частных ж/д компаний, относящиеся к определенной федеральной земле.
Об этом стоит помнить, если вы хотите доехать до нужного вам места на поезде. На сайте DeutscheBahn много поездов, но не все, а только DB компании с её тарифами и условиями на проезд. Для полной картины имеет смысл зайти на сайт земельной железной дороги. Там и маршрутов может быть побольше (для этой местности) и тарифы другие. Об этом в конце статьи.
Удобство немецких поездов
Комфорт и сервис в российских поездах, особенно в электричках не всегда соответствует цене за билет. До сих пор с содроганием вспоминаю зимнюю электричку Москва-Дубна. Включат ли отопление? Бегаешь по вагонам, ищешь самый теплый, и не факт что печка будет греть до конечной станции. Ужас, ужас!
В немецких поездах все не так. Садишься и кайфуешь:
- В вагонах летом не жарко, зимой не холодно. Кондиционеры отлажены идеально.
- Туалеты есть в каждом вагоне. И при этом с туалетной бумагой!
- Двери вагонов открываются при твоем приближении. Закрываются автоматически, когда отходишь на нужное расстояние
- Для велосипедов и инвалидных колясок специально отведенные места. В вагонах установлены мониторы с расписанием маршрута.
- Если на каком-то участке ж/д проходит ремонт, то пассажиров просят из поезда выйти и пересесть на автобус, пущенный специально на время ремонта. Такие автобусы останавливаются прямо на станции. Они забирают всех пассажиров электрички и отходят минут через 5-10 после остановки поезда. За необходимым количеством таких автобусов строго следят и проблем с нехваткой мест не возникает. Оплата не нужна. Действует всё тот же купленный вами билет, т.к. свой проезд из пункта А в пункт В вы уже оплатили.
Я сейчас описываю обычные удобства обычной пригородной электрички. Про скоростные поезда я вообще молчу. Там условия, как в салоне бизнес-класса.
Из минусов: многие слышали про немецкую пунктуальность. Так вот, когда мы добирались до нужных нам городов, то не раз минут по 20-30 ожидали поезд на платформе. Или сидели в вагоне на полпути к месту назначения, надеясь, что состав вот-вот тронется. Но он стоял, пропуская другие электрички.
Видимо это как-то связано с общим расписанием ж/д и с приоритетом маршрута поезда. Мы сталкивались с такой ситуацией только на региональных маршрутах.
Наверное пунктуальность работает, но в спец режиме.
Почему это происходит?
В Германии, да и вообще в Европе много маленьких промежутков между пересадками и короткое время стоянки.
Например, чтобы добраться на поезде из Нюрнберга в Ротенбург-об-дер-Таубер (80 км) нужно за 1 час совершить 2 пересадки. Часто бывает, что если один поезд опоздал, его ждет другой поезд, того третий и так по цепочке.
А теперь представьте, что такие частые пересадки есть между городами по всей Германии и задержки в 5-10 минут очень сложно убрать. Иногда набегает приличное время задержки. Может быть работники как-то все разруливают в ночное время.
Мы однажды ехали из Мюнхена в Нюрнберг. Наш поезд встал на 40 минут. Нам объяснили, что мы ждём, когда проедет встречный поезд, который в свою очередь ждал, когда проедет другой поезд.
Вывод: Если у вас на руках билет на самолёт или на международный поезд (они не будут ждать пассажира) и вы ограничены во времени, закладывайте на маршрут больше времени минут на 30-40.
Виды поездов Германии
Существуют несколько типов поездов. Они различаются по дальности расстояния.
Для лучшего понимания буду сравнивать с типами наших классов поездов. Но вы должны помнить, что условия внутри вагона в поездах Германии в 120 раз лучше.
Скоростные
- Intercity-Express (ICE), Inter City (IC), EuroCity (EC) – курсируют на дальние расстояния, в том числе в другие страны Шенгена. Например, из Берлина в Дюссельдорф можно добраться за 4 часа 20 минут. Это сравнимо с нашим Сапсаном Москва-Санкт-Петербург.
Скоростные поезда развивают скорость до 300 км/ч. Для них построены специальные пути. Внутри вагон выглядит скорее как салон самолета.
Региональные
- S-Bahn — Городская электричка. В городах стыкуются с поездами метро на станциях. Соединяют близкорасположенные города, и объединяют пригороды. Такая разновидность метро. Аналогию с нашим поездом не могу найти.
- RegionalBahn (RB) — курсируют между городами в пределах одной земли Германии. Максимальное расстояние 100-300км.
Останавливаются практически на всех станциях. Ходят каждые 1-2 часа. Можно сравнить с моей электричкой Москва-Дубна — 120 км за 2.30 минут.
- RegionalExpress (RE) – улучшенный вариант RB. Едут они быстрее, остановки реже, в основном на крупных станциях.
Отличительная особенность – вагоны могут быть двухэтажные. На таком мы ехали из Дрездена в Мейсен. Можно сравнить с экспрессом Москва-Дубна, Москва-Владимир.
Ж/Д билет — что это?
Понятно, что билетик, который мы покупаем в кассе это — проездной билет. Но ж/д билет в России и ж/д билет в Германии отличаются. Чтобы избежать неприятностей в дороге, давайте разберёмся, в чём отличие и за что мы платим.
В Германии
В стоимость билета могут входить две услуги:
- Проезд по дороге
- Платц карта — оплата места (класс вагона 1-ый или 2-ой, ваше место), т.е. комфорт.
Что это значит для нас?
Это значит, что купив билет, мы можем выйти на любой станции по пути (например в понравившемся нам городе), погулять там, а потом по этому же билету продолжить поездку.
В России
Купив билет и оплатив проезд из пункта А в пункт С, вы можете выйти в понравившемся вам пункте В. Но не факт, что по тому же билету вы сможете продолжить свою поездку.
Пример: Большой дружной компанией мы возвращались из подмосковного леса. Купили билет на станции, перешли на платформу через турникет и вдруг поняли, что стоило бы зайти в туалет, т.к. электричку ждать ещё минут 20 и неизвестно будет ли в ней работающий туалет.
На станции заведения не оказалось. Странно, правда? Но ещё больше мы удивились, когда подошли к работникам станции возле турникетов. От них мы узнали, что если покинем зону станции (граница — турникет, а туалет находился как раз за турникетом), то нам придётся покупать новый билет, т.к. этот при выходе становится недействительным (!)
Мы поинтересовались, почему, — ведь мы заплатили за проезд? Вопрос оказался что называется «на засыпку». Около нас собралось человек 6 работников, которые с жаром начали обсуждать «проблему» имеем мы право ехать по оплаченному билету или нам нужно будет купить новый.
Наконец, кто-то из служащих якобы сослался на какой-то неизвестный всем остальным документ, где сказано, что один раз выйти можно, но только по «уважительной» причине. Что такое «уважительная» причина в документе, видимо, не объяснялось... Работники проголосовали и нашли нашу причину важной. Правда предупредили, чтобы мы «больше так не делали»... Нормально?
Что в этой истории абсурд — правила ж/д линий или безграмотность работников мы выяснять не стали. Но дикость поражает.
В Германии
Вы можете спокойно входить и выходить на станциях по маршруту следования поезда и пользоваться своим оплаченным билетом, т.к. свой проезд по дороге вы уже оплатили и оплачивать то же расстояние вновь и вновь вам не надо.
На что обратить внимание
На платц карту или дополнительные условия проезда.
- Если вы купили билет 2-ого класса, то в следующий поезд вы садитесь тоже в вагон 2-ого класса.
- Если вы купили билет с закреплённым местом, то при выходе вы теряете своё место. Но можете продолжить поездку по этому же билету, заняв свободное место в вагоне того же класса. Билет с зарезервированным местом стОит подороже и удобен при переездах на большие расстояния или в часы пик, когда свободных мест может и не быть.
- Если вы купили билет по специальной акции (например дешевый билет региональной электрички определённой компании), то продолжить поездку по этому билету вы можете не на любом поезде, который здесь проходит, а только на поезде той компании, чей билет вы приобрели.
Что будет если вы ошиблись и сели не в свой поезд (вагон)
- Вам придётся доплатить за проезд.
- Вам придётся заплатить штраф.
- Вам придётся купить у контролёра билет на этот поезд. Выходить из вагона и ждать следующий поезд не нужно.
Штраф обойдётся дороже. За соблюдением правил строго следят Контролёры .
Внимание! Обязательно читайте условия при покупке билета. Если билет дешевый, значит есть какое-то ограничение при его использовании.
Для поездов дальнего следования условия такие же. При покупке билета, стоит их лично уточнить, т.к. информация может меняться.
Можно ли сдать купленный билет?
Да. Об этом ниже.
Ж/д билеты это — экономно и удобно
А вы знаете, что железными дорогами Германии можно путешествовать не только комфортно, но и экономно? Комфорт, кстати, при этом вы не потеряете.
Чем удобен стандартный билет
Тариф на них называется — нормальный. И билеты эти дорогие. Зато у них есть ряд преимуществ:
По билету с нормальным тарифом вы можете ездить на любом из поездов, проходящих в этот день по этому маршруту.
Билет с нормальным тарифом вы можете свободно обменять или даже сдать, получив обратно те же деньги, но за день до поездки.
Ограничения
Если вы хотите обменять или сдать билет нормального тарифа в день поездки, вы это тоже можете сделать, но стоимость будет возвращена не полностью.
Чем удобен экономный тариф
- Билеты стандартного тарифа обычно дорого стоят. Поэтому предлагаю научится пользоваться билетами федеральных земель, билетом выходного дня и проездным по всем землям Германии. Мы с помощью этих билетов сэкономили 25% бюджета от поездки по Германии.
- Билет можно обменять/сдать за день до поездки, если в условиях нет пометки о том, что билет сдать нельзя.
Ограничения
- По специальному билету экономного тарифа вы можете ездить только на определённых поездах и/или только в указанное время.
- В день поездки специальный билет сдать нельзя.
Если не поездом, то как
Если вы хотите посетить маленькие аутентичные городки Германии, то лучше арендовать машину. В небольшие города поезда наверняка ездят, но все-таки на машине есть ощущение свободы времени и хозяина своего отпуска.
Мы арендовали машину в Германии и ничуть не пожалели: максимум комфорта, хорошие бесплатные дороги, отличные автобаны. Попали в одну пробку и то из-за ремонта дороги. Сумма за аренду и бензин вышла такая же, если бы ездили на поездах.
Про дороги Германии мы написали ряд статей. Можете их посмотреть: Поведение на дорогах, женский взгляд на дороги Германии.
Сайты покупки ж/д билетов
Итак, в Германии есть сеть железных дорог Дойче Бан и частных ж/д компаний.
1.Это карта железнодорожных линий и пересадочных узлов компании DB.
Официальный сайт железных дорог Германии DeutscheBahn — www.bahn.de.
Здесь можно посмотреть и купить ж/д билеты этой компании.
2. Региональные поезда частных компаний.
Чтобы найти нужную вам региональную электричку определенной земли, делаем следующие действия:
Вводим в поисковую строку браузера гугла волшебные слова Karte der Verkehrsverbünde und Tarifverbünde in Deutschland.
Заходим сюда. Видим такую карту. Нажимаем на нее.
Это карта всех транспортных объединений Германии. На карте вы видите разные буковки, OWLV, VRR, NRV-Tarif, ZVON и другие обозначения. Выбираем нужное обозначение и дублируем его в поисковую систему. Если не находится, добавьте к обозначению слова bahn или Tarif. Обязательно в поиске выйдут сайты местных ж/д компаний Германии.
Дальше изучает сайт с тарифами билетов. В разделе билеты «Tickets» можно увидеть все варианты тарифов.
Подписывайтесь на наш блог и получайте полезную информацию на свой e-mail. Желаем вам приятных путешествий.
С уважением, Галина Субботина
land_driver
2016-04-12 в 15:08Хотелось бы мне прокатиться на таком поезде. Хотя скажу, что на нашем Сапсане мне тоже очень понравилось — быстро и комфортно. И поезда, которые следуют в аэропорты, очень удобные. Ну а правила входа/выхода — это уже отдельная история
Галина
2016-04-12 в 16:14Моя мама в июне поедет в Питер на Сапсане. Вернется — расскажет впечатления. Я еще на нем не каталась. Говорят что он соответствует европейским стандартам.
land_driver
2016-04-12 в 20:29Не знаю, насколько соответствует, но гораздо удобней, чем лететь в Питер на самолете. Проверено. По времени одинаково получается.
Валерий
2016-04-13 в 20:29Спасибо за подробное описание. Доводилось пользоваться услугами компании DeutscheBahn от которых положительные впечатления. В тупи слышно только шелест колёс о рельс без всяких стуков. Прочитал статью и навеяли воспоминания поездки в Германию.
Татьяна
2016-04-20 в 23:46На подобных поездах и я ехала из Вены в Будапешт и обратно. И там поезда останавливаются на какой нибудь станции и стоят минут 15-20, пропуская встречный. Но комфорт конечно классный. Спасибо за такую подробную информацию, которую Вы дали о поездке в поездах Германии.
Елена
2016-05-22 в 20:30Здравствуйте,Галина! Два года назад я гостила в Баварии, а потом поехала в Вену через Зальцбург(баварский билет,WestBahn). Как Вы думаете,повторить такое,только с Миланом сначала,а потом в Мюнхен -безумие или реально ?
Виктор
2016-10-21 в 14:13Комформ конечно хорошо, но цены на билеты и на транспорт очень кусаются в германии. По мне иногда проще и быстрее на самолете долететь, чем на поезде. Просто надо найти хорошие предложеия. Или поехать с попутчиком или групповая карта. Иначе не вероятно дорого. Я не говорю уже о самих ICE. Можно себе только региональные по цене позовлить. Если сравнить по времени. То будешь ехать чуть ли не вдва раза дольше, но зато прилично дешевле.
Любовь
2017-02-27 в 21:04Купила билет Берлин-Висбаден, с пересадкой во Франкфурте. Ужасно боюсь одна ехать, билет купила через интернет за 39 евро 1 класс с местом. Надеюсь все пройдет нормально)) Раньше ездила 2 классом, очень прилично было)) И еще у меня на билете буква отличается в имени от буквы в паспорте. Думаю, это не страшно, не высадят же из поезда??
traveltu.ru
2017-02-28 в 14:30Люба) всё у вас будет хорошо. Это же Германия. И вагон будет комфортный, и кондуктор доброжелательный. Счастливой поездки! Можете потом написать нам, как она прошла. Будет интересно узнать впечатления и сравнить с ожиданиями.
Annet
2018-08-2 в 19:38А кондукторы также есть в немецких поездах?
traveltu.ru
2018-11-8 в 23:26Да, конечно. Они все постоянно ходят и проверяют билеты.
Денис
2017-04-4 в 15:33Вы уже проехались в поезде ? Как 1й класс по «классу» ??
sveta
2017-10-1 в 14:48сапсан может и сделан по европейским стандартам, но дорога ,по которой он ездит, не соответствует. после такого путешествия работать тяжело , но приходится, уж поверьте после 2 недель сапсан ненавидишь. ездила между дюссельдорфом и гамбургом месяц, на скорости 324 км в час прекрасно спится-)) билеты дороги, если покупать перед отправлением. для туриcтов есть прекрасная возможноть купить билет Interrail на 3-5-10 любых дней в месяц по германии , европе, просто на 2 страны, и укататься на всех поездах (иICE тоже) от 300 евро во всех направлениях
sveta
2018-11-9 в 01:00Ну не все так фантастично и безоблачно! не далее , чем вчера ехала из икеи 2 часа вместо заявленных 30 минут. Поезда часто отменяют, а опоздания обычное дело. Если едешь с пересадкой , почти всегда ждешь следующего поезда вместо того, который планировал.
Ах да , и не дай вам бог, ехать из Мюнхена куда-нибудь в область в период Октоберфеста в выходные или в будни под вечер! Вспоминаю студенческие 90-е, когда ездили у друг-друга на головах...
Галина
2018-11-9 в 19:07Да, задержка и отмена поездов — большой минус Германии((
Карина
2019-07-18 в 08:56Скажите пожалуйста, а в Германии есть лимит на билеты, то есть ситуации, когда билеты полностью распродаются и возможности купить билет на нужный поезд нет? Или всегда можно купить билет за несколько минут до отправления поезда?
traveltu.ru
2019-10-13 в 02:05Насколько я знаю, всегда можно купить. Исключения могут быть скоростные поезда международного направления.
Марина
2020-03-19 в 06:32Я чувствую себя тупой … Я конечно еще тот путешественник, была только в Праге по пакетному туру, но мечтаю съездить в Германию. Но как приобретать билеты на сайтах, если не знаю языка, вот вопрос
traveltu.ru
2020-06-14 в 16:06Воспользуйтесь Гугл переводчиком, перевод будет не идеальный, но в целом все понятно
Марина
2020-03-19 в 06:37Я неопытный путешественник, была только в Праге и то по пакетному туру. Поэтому для меня вопрос связанный с покупкой билетов без знания языка — темный лес