После путешествия в горное королевство Сикким на северо-востоке Индии, Верещагины ненадолго остановились в Дели. Здесь художник приводит в порядок этюды и наброски, ведёт переписку с петербургскими друзьями, готовится к новому путешествию. Теперь уже в северо-западную Индию в земли Кашмир и Ладакх.

Цель путешествия та же: познакомиться с жизнью местных жителей, узнать обычаи, традиции, собрать этнологическую коллекцию и рассказать об увиденном в своих картинах, зарисовках и записях.

Ну а поскольку я лично не участвовала в этом путешествии, то опираться в своём рассказе я буду на книгу Льва Дёмина «С мольбертом по земному шару» и на дневник путешествия (II часть) Верещагиных. Его вела в основном супруга художника Елизавета Кондратьевна.

Вот маршрут русского художника В.В. Верещагина по Кашмиру и Ладакху (Северная Индия).

Дели

Дели. Штат Нью Дели

Выезд из Дели в северо-западном направлении  в сторону Северного Кашмира.
Границы Кашмира изменились. Название штата сохранилось.

Умритсар

Сейчас город называется Амритсар. Штат Пенджаб

Это был первый город на пути следования.  В городе находится святыня сикхов — Золтой храм. Но у художника впереди большое и сложное путешествие. Его цель — Гималаи. Поэтому в нём путешественники не остановились.

Лагор

В ХIХ веке (1875 год) когда Верещагин путешествовал по Северной Индии, город Лагор (сейчас он называется Лахор) находился на территории тогдашнего Кашмира. Сейчас город отошёл к Пакистану.




Можно подумать, что для путешествия художнику нужен был только мольберт и продуманный маршрут. Но это не так. Экипировка туристов сильно изменилась. Если сейчас нам достаточно чемодана, фотоаппарата и путеводителя, то в  ХIХ веке нужны были лошади/яки/пони, рекомендательные письма к местным управляющим, палатки и довольно большой штат слуг, плюс кули (носильщики) и довольно объёмный запас провианта и воды. Кроме того, ружья, чтобы на месте можно было запастись свежим мясом и дичью.

В Лахоре супруги ненадолго остановились, чтобы подобрать слуг. А набрали такой необходимый минимум:

  • Бисти — водонос.
  • Доби — прачка (мужчина).
  • Паварчи — повар

В городе Верещагины осмотрели достопримечательности: крепость, мечеть, мраморный павильон, гробницу короля Руджен-Санга. Но подробного рассказа нет и зарисовок тоже нет, т.к. цель их рассказа — поездка в горы.

Гималаи вечером, 1875

Гималаи вечером, 1875

Гузерабад

Сейчас такого города нет. Скорее всего, это был город Гуджрат или Гуджранвала на территории нынешнего Пакистана.

Здесь супруги остановились, чтобы заказать двойную палатку. Палатки шили заключённые местной тюрьмы.
До города они доехали по железной дороге. Затем пересели на почтовых лошадей.

В одной из деревень на станции было решено набрать носильщиков, что оказалось проблематично: потенциальных работников приводили в одну дверь, но они тут же сбегали в другую. Супругам пришлось их отлавливать и как-то удерживать...

Дальше они отправились по знаменитому древнему Императорскому пути, по которому в течение тысячелетий передвигались купцы, путешественники, паломники, завоеватели. По этой дороге почти ежегодно могольские императоры переезжали из Дели в свою летнюю резиденцию на кашмирских озерах. В одном месте дорога пролегала в скальных породах, и в них за тысячелетия были выбиты глубокие колеи.

В дневнике мы видим запись о необычайной красоте Кашмирской природы:

Мы видели прежде места более грандиозные, но не доводилось ещё встречать таких прелестных как здесь.

Горный ручей в Кашмире, 1876

Горный ручей в Кашмире, 1876

Все репродукции кликабельны.

Дальше В.В. ехал на лошади, а Е.К. несли в палантине. Конечно их способ передвижения по стране резко отличается от нашего современного. Хотя... вода теперь в бутылках, рюкзаки удобные, да и холсты с красками мы не носим — всё спрятано в гаджеты)

Сринагур — столица Кашмира

Сейчас город называется Сринагар или Шринагар. Это летняя столица штата Джамму и Кашмир.

В городе художник делает остановку, чтобы написать несколько этюдов. Красивое озеро Вулар и река Сан, впадающая в него делают эти места похожими на Венецию. В части города люди передвигаются на лодках. Интересно, что рыбаки ловят рыбу с помощью копья. Высматривают её в воде, а затем бьют копьем. Т.е. скорее охотятся на рыбу, чем ловят.

В Сринагаре Верещагины посетили мечеть, где и по сей день хранится волос пророка Мухаммеда. Мечеть называется Хазратбал и является одной из самых известных и почитаемых в мире. Принимает тысячи паломников ежемесячно.

Далее маршрут путешественников лежит в Ладак. Они движутся вдоль реки Сан. По дороге встречаются медведи. Художник делает остановку, чтобы написать этюд.

Когда Верещагин возвращался с этюда, его лошадь споткнулась и через голову полетела с обрыва вниз, перевернувшись несколько раз в воздухе. Художника спасло крепкое растение, за которое он успел зацепиться руками.

Сделали остановку на станции Балтал. Дальше местность изменилась. Дорога стала более трудной и опасной. Елизавета Кондратьевна больше не пользуется паланкином, а идёт пешком. Ещё одна лошадь упала в пропасть. Во время остановок Верещагины и их спутники жили в палатках.

Далее остановка у реки Минимарек под ледником. Василий Васильевич пишет картину.

Северная Индия. Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх, 1877

Северная Индия. Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх, 1877

Драз. Ладак

Сейчас город называется Драс. Округ Каргил (или Карджил). Штат Джамму и Кашмир.

Верещагин и его супруга прибыли в историческую и географическую местность Ладак. Современное название — Ладакх.

Здесь Елизавета Кондратьевна записывает, что начинаются места, где сохранилась полиандрия — многомужество. Причин много. Финансовая — чтобы взять девушку в жёны семья должна внести крупную сумму. В то же время, заниматься сельским хозяйством не позволяют природные условия, охота опасна, доставка товаров была слишком затруднительна. Поэтому выжить возможно, когда несколько мужчин обеспечивают выживание семьи. У одной женщины может быть 5 мужей. Мужья могут быть братьями. При этом незамужние женщины уходили в монастырь.

Почтовая станция Карчил

Сейчас это город Карджил (Kargil). Штат Джамму и Кашмир

В 1877 году это была деревня с крепостью и почтовой станцией. Здесь же заканчивалась мусульманская часть страны и начиналась буддийская.

Деревня Шергол

Я не нашла ни города, ни деревни с похожим названием.

Елизавета Кондратьевна отмечает в своём дневнике, что здесь интересный буддийский монастырь, высеченный в скале. В росписях они обнаружили влияние брамизма — множество индуистских богов.

Монастырь в скалах. Ладакх, Северная Индия, 1875

Монастырь в скалах. Ладакх, Северная Индия, 1875

Недалеко от этого места на неприступной вершине ещё один монастырь, до котого чрезвычайно сложно добраться.

Продвигаясь дальше в горы путешественники останавливались в населённых пунктах, чтобы передохнуть и набрать провизии. В. Верещагин, пользуясь любой возможностью писал портреты местных жителей.

Толи от нестерпимого солнца, толи от высоты, Е. Верещагина теряла сознание. Пришлось спуститься ниже и подождать, когда ей станет лучше.

Лэ

Город Лэ — столица Ладака.

Сейчас город по-прежнему столтца Ладакха, но называется — Лех. Штат Джамму и Кашмир

Городок Ле (ныне Лех) — центр Ладакха — небольшой. На скале — дворец из темного камня, совсем невнушительный, и рядом с ним — маленькая пагода. Здешний раджа — фигура малоприметная, номинальная. Реальная власть была в руках британского резидента капитана Молоя, увлеченного охотой на диких баранов и мечтой стать когда-нибудь резидентом в Яркенде.

Дорога из Лэ в Хемис

За Ле дорога прижалась к каменной отвесной стене с изображением Будды, сидящего на лотосе. Она привела в монастырь, тоже Хемис, — главную святыню ладакхских буддистов. В воротах монастыря красовалась большая расписная фигура Будды. Ламы, предупрежденные властями, встретили путешественников приветливо, вынесли им фрукты и другие угощения, позволили расположиться в одном из монастырских помещений. Здесь Е. К. Верещагина перенесла тяжелый приступ лихорадки.

Путешественники осмотрели храмы, которых было до десятка. В двух шло богослужение под удары барабанов и медных гонгов, хотя посторонних посетителей было мало. Один из храмов был убран довольно богато. Шелковые тханки — хоругви — с молитвами и образами богов почти сплошь покрывали все стены.

Во дворе монастыря стояли высокие шесты с кусками белой материи, исписанными молитвами, и хвостами яков — атрибутами силы. Всего в монастыре обитало до сотни лам и учеников. Самый главный лама монастыря находился в Лхасе при далай-ламе. Его считали бессмертным, жившим здесь еще около трехсот лет назад и шесть раз возрождавшимся.  Верещагин попросил монахов продемонстрировать религиозные танцы, которые почти не отличались от виденных в Сиккиме.

Монастырь в скалах. Ладакх, Северная Индия, 1875

Монастырь в скалах. Ладакх, Северная Индия, 1875

Хемис

Название осталось прежним. Штат Джамму и Кашмир

Вблизи деревни Хемис находился большой монастырь. В нем было много монахов и учеников-послушников. У каждого монаха была своя небольшая келья с балкончиком. При появлении путешественников ламы повылезали из своих углов и смотрели дико и неприветливо. Только старший лама, краснолицый толстяк, оказался более коммуникабельным и не препятствовал осмотру монастыря.

В храме рядом со статуей Будды лежало платье прежнего старшего ламы, умершего четыре года назад. Перед ним ежедневно ставилось кушанье и питье. Каждый из монахов проходя мимо комнаты, где жил этот умерший и стояло его изображение, становился на колени и усердно молился.

Монахи ждали его возрождения, а тем временем главные тибетские ламы подыскивали подходящего мальчика лет четырех.

В храме возле дверей висели крепкие палки с железными наконечниками. Оказалось, что они предназначались для наказания нерадивых учеников. Монахи здесь носили желтые одежды и в отличие от своих сиккимских собратьев принадлежали к другой касте.

Северная Индия. Монастырь Хемис в Ладакхе

Северная Индия. Монастырь Хемис в Ладакхе

Деревня Сакти

Название сохранилось Sakti.  Штат Джаму и Кашмир

В деревне Сакти Верещагину приглянулась большая черная собака тибетской породы с густой длинной шерстью. Художник купил пса у его хозяина. Собаку назвали в честь ее родной деревни Сакти, и она стала спутником путешественников. Это был чуткий пес, сразу же реагировавший лаем на приближение к лагерю чужих.

Чем выше поднимались, тем чаще люди жаловались на головную боль. Достигнув места стоянки на высоте около пяти тысяч метров, они бессильно падали на землю, и художнику стоило немалых усилий поднять людей и заставить их поставить палатку. Повстречались с караваном коз, которых погонщики гнали из Тибета. Здесь коз использовали как вьючных животных. У каждой козы на спине было приторочено по мешочку соли.

Пенгонг

Пенгонг — станция на берегу озера Пенгонг.

Сейчас, видимо, название озера Бангонг (Bangong Co). Во всяком случае никакого другого озера с похожим названием, находящегося на границе с Тибетом, я не нашла.

Станция Пенгонг была расположена у озера, поразительно голубого, окаймленного полосой белого песка. Вода в озере была настолько горько-соленой, что никакая рыба в ней не водилась.

Художник начал писать, но поднявшийся вихрь засыпал песком и холст, и палитру, так что пришлось бросить работу. Когда вихрь пронесся, Василий Васильевич закончил этюд с видом на озеро. На следующий день Верещагины совершили прогулку по западному его берегу, доехав до деревни Менц (сейчас, видимо, — Мэн).

Навстречу им высыпало одержимое любопытством все женское население в накидках из козьих шкур. Мужчин в это время в деревне не было — они трудились у своего феодала. Верещагин написал караван яков, груженных солью.

Пенгонг, расположенный на границе с Тибетом, был конечным пунктом путешествия Верещагиных. Отсюда они двинулись к станции Шошаль, отклоняясь от тибетской границы.

Караван наткнулся на многоводную и быструю реку Индре (совр. назв. — Индрас). Исследовав ее глубину, убедились, что вброд реку не перейти. Староста ближайшей деревни достал для путешественников плот из надувных бараньих и козлиных шкур, плотно связанных вместе и накрытых досками. На нем и переправились.

Миновали перевал Паранг, откуда из ледников вытекает одноименная река. Обледенелую дорогу местами занесло глубоким снегом. Погода была пасмурна, все вокруг — и воздух, и снежные просторы — выглядело сплошной белой массой, которая слепила глаза. Особенно трудным оказался спуск с перевала.

По свидетельству Е. К. Верещагиной, это был один из самых трудных переходов, которые когда-либо пришлось преодолевать путешественникам.

«Утес на утесе, камень на камне… крутизна страшная. Дорога идет короткими зигзагами по одной и той же горе сверху донизу, так что виден весь спуск, без церемоний. Наша больная лошадь, насилу державшаяся на ногах, едва не свалилась в пропасть — я уже закрыла в ужасе глаза, когда один из людей успел схватить и удержать ее», — писала Е. К. Верещагина.

Древний храм

Древний храм

Монастырь Ки прилепился к скале. Входные ворота охранял старый рыжий пес с львиной гривой, необычайно дикий и свирепый на вид. Художник уговорил монахов продать пса. Те нехотя согласились. Теперь у путешественников было две тибетских собаки — Сакти и Ки.

Как заметили путешественники, жители здешних мест все еще исповедовали буддизм, но уже в их манере держаться чувствовалось влияние индуизма. Они более щепетильно относились к пище, боялись дотрагиваться до еды иноверцев.

С носильщиками было много хлопот. Их приходилось часто менять, так как они соглашались переносить груз не дальше, чем от деревни до деревни. Среди носильщиков оказались и женщины. Коренастые, крепкие, они по физической выносливости не уступали мужчинам и, случалось, взваливали на плечи самую тяжелую поклажу.

И вот в одной из деревень путешественники увидели не буддийскую пагоду, а индуистский храм. Районы, населенные буддистами, остались позади. Через некоторое время караван вышел на хорошее шоссе, которое англичане вели к границам Тибета. Все чаще стали встречаться англичане.

Посмертные памятники в Ладакхе

Посмертные памятники в Ладакхе

Симла

Сейчас город называется Шимла. Штат Химчал-Прадеш

Симла — одна из летних резиденций вице-короля Индии. Британские офицеры и чиновники жили здесь весело и беззаботно. По городу были расклеены афиши концертов. Только что проводилась выставка собак.

Носильщиков отпустили, лошадей распродали. От Симлы до ближайшей железнодорожной станции ехали в почтовом экипаже.

Проход Барскаун

Проход Барскаун

Умбала

Сейчас город называется Амбала. Штат Харьяна

Здесь Верещагины встретили Лоди (слугу) с вещами, выехавшего вперед. Дальше предстояла поездка по железной дороге. Собак везли в железных ящиках. Художник не хотел расставаться с четвероногими спутниками.

По возвращении из Кашмира Верещагины часть октября 1875 года провели в Дели.

Индийский факир

Индийский факир

Дели

Сейчас город Дели. Штат Нью Дели

В Дели Верещагин мог увидеть много интересных средневековых архитектурных сооружений домогольской и могольской эпох. В их числе были минарет Кутб-Минар XIII века и более поздние — крепость Лал-Кила (Красный форт), соборная мечеть Джами-Масджид и другие.

Для художника не остались незамеченными существенные различия в архитектурных стилях памятников мусульманской и индуистской культур, с которыми он познакомился в Центральной и Южной Индии, и буддийской, увиденных им во время путешествий в Гималаи.

Мусульмане в отличие от индуистов и буддистов избегали каких-либо скульптурных и рельефных изображений людей и вообще живых существ, а также сюжетных росписей, зато щедро украшали поверхность камня растительным или геометрическим орнаментом.

Розы в Ладаке

Розы в Ладаке

Агра

Из Дели Верещагины возвратились в Агру.
Верещагины покинули Индию в марте 1876 года, после почти трехлетнего пребывания в этой стране. Василий Васильевич был первым из русских художников, посетивших Индию.

Это путешествие дало возможность написать около ста пятидесяти этюдов с натуры, которые не только послужили ему материалом для больших картин, но и имели самостоятельное художественное значение.

На этом наше виртуальное путешествие с художником заканчивается.

Рекомендую:

Дневники господина и госпожи Верещагиных об их путешествии в Гималаи. Гороное королевство Сикким (I часть), Кашмир и Ладак (II часть).

Книгу Льва Дёмина «С мольбертом по земному шару» о Ваилии Васильевиче Верещагине о путешествиях художника. После её прочтения понимаешь — есть люди, биография которых является частью истории страны. Рекомендую книгу тем, кто любит путешествия, искусство и историю.

Обо всем путешествии В.В. Верещагина читайте:

Западная Индия

Центральная Индия

Северо-Восточная Индия

С уважением, Алла Сутягина