Каждый турист, отправляясь в эту огромную по площади и богатую историей страну задаётся вопросом: что посмотреть в Индии.

Индийские фильмы — искусство весьма специфическое. Они любимы во всём мире, но составить по ним целостное представление о стране, конечно, невозможно.

Можно изучить философские труды индийских мыслителей и подвижников, но все они о внутренней духовной работе человека над собой и, опять же, не отвечают на вопрос что можно посмотреть в Индии туристу.

Один из способов узнать об Индии — познакомиться с картинами художников, побывавших в этой стране и запечатлевших всё самое яркое, запоминающееся, интересное. На то они и художники)

Недавно я прочитала книгу о художнике Василии Верещагине «С мольбертом по земному шару». Купила книгу давно, а прочитала только-только. И так об этом жалею. Книга очень понравилась. Я и раньше любила этого художника, но сейчас мне он нравится и как интереснейший человек. Верещагин много путешествовал и всегда с мольбертом.

Меня заинтересовало и даже заинтриговало его путешествие по Индии. Поверить не могу, что они с женой вот так запросто собирались подняться на Эверест. Нашла и прочитала их книгу (дневники) о путешествии в Гималаи.  Стала подробно разбирать маршрут, сравнивать с записями дневника и картинами.

Дневники описывают только часть всей поездки. Видимо ту, которую они считают путешествием. А это — Гималаи. Несколько дней  провела за этим увлекательным занятием. Жалею, что не прочитала книгу до поездки в Индию. Думаю наш маршрут заметно бы изменился и удлинился)

И теперь я хочу поделиться с вами историей о путешествии по Индии русского художника Василия Васильевича Верещагина. Рассказ буду сопровождать не фотографиями, а репродукциями картин В.В. Вы же сможете принять решение, стоит ли вам отправляться в путешествие, чтобы увидеть всё это своими глазами или достаточно того, что нарисовал художник.


Браминский храм в Адельнуре. 1874 - 1876 гг.

Браминский храм в Адельнуре. 1874 — 1876 гг.

Несколько слов о художнике В.В. Верещагине

В. Верещагин относится к группе художников реалистов, т.е. изображает объекты во всех подробностях, ничего не приукрашивает, досконально точно воссоздаёт детали природы, одежды, архитектуры. Что для нас, как путешественников очень важно.

Верещагин — первый из художников побывал в Индии и открыл для мира эту страну. Побывал он там два раза. Прожил в общей сложности более трёх лет. Нарисовал более 150 картин, этюдов и набросков, собрал этнологические коллекции одежды, украшений, предметов быта разных регионов Индии.




Кредо художника:

«Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя».

«Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере только для этого я их и пишу».

Вместе с В.В. Верещагиным все трудности путешествия разделила его первая жена Елизавета Кондратьевна. Супруги вели дневник, в который заносили наблюдения, описания местностей, обычаи, способы передвижения по стране и свои впечатления от увиденного.

Впоследствии дневник был издан двумя книгами «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных».

Книги Верещагиных Путешествие в Тибет

Книги Верещагиных Путешествие в Тибет

С момента пребывания художника в стране многое изменилось (границы, дороги, города, появились самолёты и отели для путешественников), но многое осталось неизменным: климат и погода в разных регионах, традиции и национальная одежда, культурные памятники и природа, т.е. всё то, что мы сейчас называем достопримечательностями Индии.

Древний храм

Древний храм

Путешествие в Индию Василия Верещагина

Весной 1874 года Верещагины выехали из Петербурга. Вернулись в феврале 1877 года.

Интересный факт: 9 октября 1874 г.в Петербурге родился другой русский художник и путешественник по Индии Н. Рерих.

И здесь у меня прямо руки чешутся — так хочется подлить мистики в мой рассказ: именно осенью в Индии Верещагин планирует путешествие в сердце Азии — на Тибет к Гималаям и восхождение на Джомолунгму (Джомолунгма — тибетское название, Эверест — английское, Сагарматха непальское, а во времена Верещагина её называли Качинга).

Примерно в это же время Верещагин меняет планы и едет не в Непал, как планировал, а в горное королевство Сикким. И именно в это время рождается Н. Рерих. Наверное я пытаюсь подтасовывать факты, но так и хочется пофантазировать о Судьбе и её планах на русских художников.

Канченджанга. Гималаи. Н. Рерих

Н. Рерих Канченджанга. Гималаи


В. Верещагин Гималаи. Главная вершина 1875

В. Верещагин Гималаи. Главная вершина 1875 г.

Скорее всего, всё проще: оба художника в разное время дружили с известным критиком Стасовым. У Стасова сохранились письма В.В. Верещагина, которые тот писал другу из Индии. Наверняка Н. Рерих интересовался жизнью этого удивительного человека (в 1901 году В.В. был выдвинут как кандидат на соискание первой Нобелевской премии мира), может быть даже видел письма и не мог не увлечься идеей путешествия в Гималаи.

В. Верещагин, В. Стасов, Н. Рерих

Но вернёмся к самому путешествию.

Цель путешествия: познакомиться с жизнью людей, увидеть архитектурные, культурные и природные памятники центрального, северного и северо-восточного регионов Индии.

Конечная точка путешествия — Восточный Тибет. Государство Непал и его столица Катманду (впоследствии планы эти изменились)

Карта путешествия В.В. Верещагина по Индии

Карта путешествия В.В. Верещагина по Индии

Для удобства чтения всё путешествие я разделила на отрезки: 1 — западная Индия, 2 — центральная часть Индии, 3 — северо-восточная часть Индии, 4 — северная Индия.

В этой (первой из 4) статье — начало путешествия и Бомбей (Мумбаи), Мадрас (Ченнаи), Аурангабад, Эллора, Аджанта — на карте эти пункты обозначены синим цветом.

Все цитаты я взяла из книги Л. Дёмина «С мольбертом по земному шару». (Мир глазами В.В. Верещагина).

Начало путешествия

1. Точка отправления Санкт Петербург (Россия) 31 марта 1874 года
2. Киев
3. Одесса
4. Константинополь (Стамбул)
5. Александрия (Египет)

Бомбей

Сейчас город называется Мумбаи, находится в штате Махараштра.

Бомбей на карте:

Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнай) на Карте Индии

Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнай) на Карте Индии

Бомбей — древний торговый порт и портовый город в Восточной Индии.

В. Верещагин Огнепоклонник и Торговец

«В Бомбее Верещагин сделал много зарисовок представителей местного населения, но сам город с его европеизированным фасадом не заинтересовал его. Художник стремился туда, где сохранился характерный индийский колорит, где можно было познакомиться с величественными памятниками прошлого».

Мадрас

Сейчас это — город Ченнай в штате Тамиланд. Мадрас на карте (выше).

Индийский факир

Индийский факир

Из Бомбея супруги выезжали в Мадрас, который находится на восточном побережье Индии (Бенгальский залив). Это противоположная сторона полуострова Индостан. Как они туда добирались, что там делали и как вернулись в западную часть Индии мне не удалось узнать. Буду считать, что в Мадрас Верещагин ездил на пароходе.

В биографии художника написано так:

«Еще в 1874 году Верещагины выезжали из Бомбея в Мадрас — крупнейший индийский город на восточном побережье полуострова Индостан. Претендуя на роль главного экономического центра Юго-Восточной Индии, этот город приобретал многие черты, характерные для Бомбея. И это была еще не та Индия, которая манила художника».

Аурангабад

Название города осталось прежним; находится он в штате Махараштра. В Индии есть ещё один Аурангабад, но в другом штате.

Город стал точкой, из которой Верещагины выезжали в расположенные неподалёку местечки Эллора (в 30 км на запад от Аурангабада) и Аджанта.

Цели поездок:

1. Увидеть древние пещерные (скальные) храмы Эллора (сейчас это комплекс)
2. Познакомиться с фресками (настенные росписи) в буддийском монастыре в городке Аджанта

Сейчас комплекс скальных монастырей в Эллоре и монастырь в Аджанте находятся в списоке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Аурангабад, Эллора и Аджанта на карте Индии

Аурангабад, Эллора и Аджанта

Эллора

Название места сохранилось; штат — Махараштра. Эллора на карте (см. выше)

Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре. 1874–1876 гг.

Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре. 1874–1876 гг.

«Эллора — небольшая деревушка вблизи города Аурангабад, северо-восточнее Бомбея. В ее окрестностях художник мог познакомиться с группой древних пещерных храмов VI–X веков, украшенных каменными скульптурами.
Особенно интересен здесь храм Кайласантаха, высеченный из каменного монолита. Его поверхность сплошь покрыта фигурами богов и разных фантастических существ, а основание опоясано вереницей слонов, высеченных из камня в натуральную величину».

Аджанта

«Аджанта — это знаменитый пещерный буддийский монастырь, интересный своими росписями II–VII веков, которые и хотел увидеть Верещагин.
Талантливые художники древности запечатлели мифологические, исторические и жанровые сцены. Безжалостное время не донесло до нас их имен, но пощадило их своеобразную, самобытную манеру живописи».

Затем супруги едут в Центральную Индию, в места, которые сейчас называют «Золотым треугольником Индии» и являются самыми популярными среди туристов всего мира.

Здесь у Верещагиных несколько длительных остановок. Сделаем остановку и мы.

Следующая часть путешествия — Удайпур, Джайпур, Агра, Варанаси, Аллахабад, Бинакпор , Сахибганг.

С уважением, Алла Сутягина