style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-9145244571903741"
data-ad-slot="7434634917"
data-ad-format="auto">

Добрый день, друзья. Парк Сан-Суси в Потсдаме один из самых известных парковых ансамблей мира. На площади почти в 300 гектаров разместились дворцы, сады, розарии, оригинальные архитектурные сооружения, фонтаны и множество скульптур. Работы над этим уникальным местом шли в течение 200 лет. Чтобы обойти только парк нужен целый день.

Находится дворцово-парковый комплекс Сан-Суси в городе Потсдаме. Земля Бранденбург. От Берлина это минут 30-40 на городской электричке.

С 1991 года находится под охраной ЮНЕСКО.

Чтобы оценить все достоинства парка побывать в нём стоит в тёплое время, когда всё цветёт, благоухает и утопает в зелени.

Где лучше войти в парк

Весь комплекс построен на холмах, оставшихся со времён последнего оледенения. В низинах между холмами когда-то были заболоченные места, но сейчас о них можно узнать только в путеводителях.

Стиль парка — потсдамское барокко.

Войти в парк можно с любой стороны — вдоль него лучом проходит главная аллея длинной 2, 5 километра, от которой отходят малые аллеи.

Можно сразу подняться на холм Руиненберг и увидеть весь дворцово-парковый комплекс. Можно сначала осмотреть дворец Сан-Суси, расположенный в восточной части парка и двигаться дальше в западном направлении к величественному комплексу Нового дворца, сворачивая на тропинки и аллеи.

park-san-susi-8

Многие парковые сооружения и скульптуры нельзя увидеть издали. Закрытые пышной растительностью, они появляются неожиданно. Так задумали ландшафтные архитекторы и устроители парковой зоны.

С какой бы стороны вы ни вошли, при желании и упорстве можно найти все главные культурные объекты. Поэтому исходите из собственных сил и погоды. Парковок много вокруг всего сада.

По парку можно покататься на карете

По парку можно проехаться в туристической повозке.

Туристические офисы с билетами, картами и буклетами есть в районе Нового дворца и в районе дворца Сан-Суси. Т.е. на западе и на востоке парка.

Мы вошли в парк через главный вход со стороны комплекса Фриденскирхе, мавзолея и сада Марли. Нам кажется, что этот вход наиболее удобный для осмотра парка. Если же вы хотите осмотреть только дворец Сан-Суси, то подойдёт вход со стороны дворца и мельницы.

Что входит в дворцово-парковый ансамбль

Буду описывать маршрут от главного входа.

  1. Ансамбль Фриденскирхе и сад Марли. Здесь же находится мавзолей
  2. Грот Нептуна
  3. Картинная галерея
  4. Дворец Сан-Суси и виноградные террасы
  5. Здесь же могила Фридриха Великого
  6. Новые палаты
  7. Историческая мельница
  8. Дворец «Оранжерея»
  9. Ботанический сад
  10. Домик с драконами
  11. Бельведер
  12. Новый дворец, триумфальная арка с колоннадой и коммуны
  13. Античный храм и Храм дружбы
  14. Парк Шарлоттенхоф
  15. Дворец Шарлоттенхоф
  16. Римские термы
  17. Чайный домик
  18. Ещё два объекта находятся за территорией основного массива парка
  19. Руиненберг (пешком от парка это далековато)
  20. Симпатичное здание, выполненное в восточном стиле (мечеть с минаретом). На самом деле здесь находится водонапорная башня и машина, снабжающая водой парк.

1000-plan-parka-san-susi

Карта увеличивается

Немного истории

Дворцово-парковый комплекс появился по замыслу прусского короля Фридриха II (Великого) и задумывался им как летняя резиденция, место отдыха от государственных дел и место уединения, где можно заниматься любимыми увлечениями — играть на флейте и сочинять музыку, писать книги и стихи, любоваться картинами, встречаться с философами, архитекторами, художниками, композиторами.

Памятник Фридриху II в парке Сан-Суси

Памятник Фридриху II в парке Сан-Суси

Строительство ансамбля можно разбить на два главных этапа:

  • Строительство Фридрихом II началось в 1745 году.

Парк Фридриха II включал в себя здания, расположенные выше главной аллеи, Новый дворец, Античный храм и Храм дружбы, Чайный домик.

  • Строительство Фридрихом Вильгельмом IV начато через 80 лет, в 1826 году и продолжалось до 1860 года.

К парку были присоединены земли с Юга. Появился замок Шарлоттенхоф и сад рядом с ним, архитектурно-парковый ансамбль «Церковь мира».

Стиль этой части парка Сан-Суси носит название «Буржуазный классицизм».

Коротко о каждом объекте парка

1. Ансамбль Фриденскирхе и сад Марли (Friedenskirche. Marlygarten)

В 1845 году в честь столетия Сан-Суси в восточной части парка Фридрих Вильгельм IV начал строительство целого комплекса. В ансамбль входили: храм, королевская усыпальница и парк Марли.

park-san-susi-3

Лютеранский храм «Церковь мира».

Ученик Карла Фридриха Шинкеля архитектор Людвиг Перзиус взял за основу монастырскую архитектуру Италии. Образцами послужили два римских храма: базилика Сан-Клементе и церковь Санта-Мария-Маджоре.

Дворик церкви

Дворик церкви

После его смерти в 1848 году строительство продолжили два других ученика К.Ф. Шинкеля — Ф.А. Штюлер и Л.Ф. Гессе.

Внутри Фриденскирхе украшена венецианской мозаикой XVII века, привезённой с острова Мурано.

Под алтарём находится вход в королевскую усыпальницу с прахом Фридриха Вильгельма IV и его жены Елизаветы Людовики Баварской.

park-san-susi-6

Надгробные плиты в церкви


Усыпальница под плитами

Усыпальница под плитами

В соседнем здании находится мавзолей кайзера Фридриха III.

В усыпальнице покоятся Фридрих III, его супруга Виктория, их дети принцы Сигизмунд и Вальдемар, отец Фридриха Великого — Фридрих Вильгельм I. Фридрих II (Великий) похоронен около дворца Сан-Суси.

Сад Марли появился ещё до строительства Сан-Суси, при отце Фридриха Великого, прозванном Королём-солдатом. Сам Фридрих Великий любил этот сад и называл его «мой Марли». При строительстве Церкви мира парк Марли был переустроен и превращён в поистине райский уголок.

park-san-susi-2

2. Грот Нептуна (Neptungrotte)

Находится у подножия холма с восточной стороны от дворца Сан-Суси.

Это декоративное парковое строение. Служит исключительно для красоты. В то время гроты и фонтаны были очень популярны. Грот украшает маленький каскадный водопад из ракушек и скульптурная группа Нептун и наяды.

Небольшой грот строился с 1751 по 1757 годы. Мрамор для скульптур привезён из Италии. При транспортировке были серьёзные трудности.

Скульпторы Иоган Петер Бенкерт (Нептун) и Георг Франц Эбенхех (наяды).

park-san-susi-38

3. Картинная галерея (Bildergalerie)

Находится справа от здания дворца Са-Суси. Это первое музейное здание Пруссии, соответственно и Германии и первое в истории архитектурное сооружение, предназначенное исключительно для хранения и экспозиции картин.

В книге В. Пикуля «Пером и шпагой» я вычитала, что Фридрих II сам покупал картины для своей галереи. Причём, он ездил за картинами, переодевшись в бедного человека и торговался, сбивая цену.

Картинная галерея была построена к 1764 году. Раньше на её месте находилась теплица тропических фруктов.

park-san-susi-34
Голландский стиль. Архитектор Иоганн Готфрид Бюринг. Здание украшают 18 фигур из белого мрамора, символизирующих науки и искусства. Скульпторы И.Г. Хеймюллер и И.П. Бенкерт.

И сегодня в галерее выставка прекрасных картин. В основном, это — итальянские мастера эпохи Возрождения; фламандские, голландские, итальянские мастера барокко.

Самые известные шедевры принадлежат кисти Караваджо, Ван Дейка, Вазари, Рубенса, Гвидо Рени.

park-san-susi-35

Во время Второй мировой войны большинство картин из коллекции Фридриха II было увезено или пропало.

В здании галереи прекрасная акустика. Сейчас здесь часто проводятся музыкальные концерты.

4. Дворец Сан-Суси (Schloss Sanssouci) и виноградные террасы

Архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф при непосредственном участии самого Фридриха II.

Дворец, прилежащие к нему постройки и сама великолепная виноградная терраса — интересны не только как архитектурный памятник европейского искусства. Весь комплекс — является своеобразным портретом, отражением внутреннего мира неординарного человека, которым без сомнения был Фридрих Великий.

Его называли чудовищем, гением, кровавым диктатором, основателем германской нации. Ему поклонялись, его ненавидели, им восхищались, его боялись.

Гениальный руководитель, создавший великую страну из маленького княжества, философ, композитор, поклонник искусств, практичный коллекционер, завоеватель, романтик и расчётливый политик — всё это отражено в истории создания парка и дворца Сан-Суси.

dvorets-san-susi-2

Начало создания дворцово-паркового комплекса 1744 — 1748 годы. Мы наблюдаем романтические черты молодого короля. Сельские пейзажи, природа, виноградники.

Первыми были заложены 6 виноградных террас. Длинная лестница из 132 ступеней проходит через них, соединяя  будущий парк и дворец.

Стремление к красоте. Парк в этой части украшен фонтанами, скульптурами, живыми изгородями.

dvorets-san-susi-11

Часть дворца, выходящая к террасам отражает полёт фантазии и изысканность вкуса: 36 фигур, изображающих Вакха и его свиту, природные орнаменты, цветовая гамма стен дворца — всё находятся в гармонии и символизируют гармонию искусств и природы.

Над оформлением дворца работали лучшие архитекторы, скульпторы, резчики по дереву и камню. Позднее этот стиль был назван потсдамским рококо.

Король пробует силы в музыке, литературе; мечтает о славе поэта. Гостевые комнаты хранят имена самых выдающихся людей того времени.

Картинная галерея открывает Фридриха II с ещё одной неожиданной стороны: отправляясь на поиски картин для своей коллекции, он часто переодевался в бедные одежды (так проще выторговать скидку) и проявлял чудеса скупости и расчётливости, присущие многим коллекционерам.

park-san-susi-10

Парная беседка. С противоположной стороны дворца находится вторая беседка со скульптурой Молящийся мальчик

Удивительно и то, что Фридрих по прозвищу Великий просил похоронить его среди своих псов, где и покоятся сейчас его останки. А его родственники, не обладающие столь яркими чертами и заслугами покоятся в усыпальнице парка и в специально выстроенном мавзолее.

Для думающего путешественника дворец и парк Сан-Суси потрясающее по красоте и историчности место.

Подробнее о дворце Сан-Суси и его интерьерах читайте в нашей статье «Дворец Сан-Суси в Потсдаме — виноградный домик Фридриха Великого» (ссылка стоит в начале статьи).

5. Здесь же могила Фридриха Великого

Фридрих Великий говорил, что «король всегда готов к войне, а кто готов к войне, тот готов и к смерти». Поэтому задолго до своей кончины он написал завещание, в котором указал место своего упокоения — на аллее, перед картинной галереей, рядом со своими псами. Так, чтобы от могилы была видна мельница.

Завещание удалось выполнить только в 1991 году.

На могиле Фридриха II всегда лежит картошка

На могиле Фридриха II всегда лежит картошка

После того, как по правой стороне виноградных террас вы подниметесь ко дворцу Сан-Суси, заметите справа аллею, идущую в направлении беседки с молящимся мальчиком. Справа от аллеи, в траве видны надгробные плиты — это могилы любимых собак Фридриха, чуть в стороне от них плита с простой гравировкой: Фридрих Великий. На могиле всегда лежит картошка — память немцев о том, что именно Фридрих привёз продукт в страну и приучил народ есть картошку.

6. Дворец «Новые палаты» (Neue Kammern)

Это одноэтажное здание с куполом, слева от дворца Сан-Суси, напротив Картинной галереи.

Сначала на этом месте располагалась оранжерея, построенная по проекту Г. В. Кнобельсдорфа. К 1774 году по приказу Фридриха II она была перестроена и вскоре превратилась в замок для особых гостей короля. С тех пор замок получил название Новые палаты.

park-san-susi-36

Части старого здания реконструкция не коснулась — оранжерейные помещения превратились в гостиные и залы.

В западном крыле расположились 7 богато украшенных комнат. Появился Буфетный зал и коллекция фарфора в нём.

Ещё одно  помещение украсило Новые палаты — Галерея Овидия, с позолоченными барельефами на сюжеты элегий римского поэта.

7. Ветряная мельница Windmuhle (Историческая мельница)

Я не понимаю, почему эту мельницу называют «историческая мельница».  Наверное потому, что так уж сложилось исторически, что когда Фридрих II начал строительство своего Виноградного домика, мельница здесь  уже стояла.

Мельница же, которую мы видим сейчас — новая.

park-san-susi-11

С исторической мельницей, той, которая появилась ещё при отце Фридриха II, когда в Потсдам приехали голландцы, связана забавная история.

В 1739 году голландец по имени Ван дер Бош выстроил мельницу и обосновался вдали от голландского квартала, поближе к природе. Вскоре Фридрих II начал строительство Сан-Суси, и мельница, портившая прекрасный вид дворца, раздражала его. Король Пруссии потребовал снести мельницу.

Верите, — Ван дер Бош подал на короля в суд (!) Мало того, он выиграл дело. Фридрих сначала был зол, потом привык, а потом полюбил эту мельницу и считал её лучшим украшением парка.

В своём завещании Фридрих указал, чтобы его похоронили перед дворцом, так чтобы была видна мельница.

С тех пор мельницу два раза отстраивали заново. Первый раз после смерти Фридриха Великого.

Во время боёв за Потсдам в 1945 году мельница сгорела. Второй раз её отстроили в 1993 году.

8. Дворец Оранжерея (Orangerieschloss)

Если Фридрих Великий стремился создать в Сан-Суси идиллическую обстановку «деревенской» жизни, то Фридрих Вильгельм IV поставил перед архитекторами и ландшафтными мастерами задачу возвеличить Прусский престол.

park-san-susi-14

Была запланирована Триумфальная аллея и верхний ярус парка, разбиты новые парковые зоны. Оранжерея — часть этих планов, многое так и не было реализовано.

Образцом для оранжерейного замка послужила вилла Медичи в Риме.

Зимой в помещении оранжереи должны были чувствовать себя свободно и удобно южные растения парка.

park-san-susi-13



style="display:inline-block;width:468px;height:60px"
data-ad-client="ca-pub-9145244571903741"
data-ad-slot="2447134912">

Кроме того, трёхсот-метровое здание создавалось как гостевой дом для царя Николая I и его жены Шарлотты, приходившейся сестрой королю Фридриху Вильгельму IV.

park-san-susi-16

Во дворце был создан зал Рафаэля. 47 прекрасно выполненных копий картин художника украшали его.

park-san-susi-15

Архитекторы Л. Перзиус, Ф.А. Штюлер, Л. Гессе.

Строительство Оранжерейного замка продолжалось с 1851 по 1860 годы.

9. Ботанический сад

Сад в парке, где произрастают коллекции разных растений.

park-san-susi-39

10. Домик с драконами (Drachenhaus)

Пройдя по тутовой аллее мы вышли к удивительно красивому домику. Уже издали, по его форме и головам дракона стало понятно, что это — Домик с драконами.

Внутри находится ресторанчик.

park-san-susi-18

Построен  в 1770 — 1772  годах как жилое помещение для виноградарей. Переоборудован в IX веке.

Экзотика Домика с драконами, как и Китайский чайный домик, — отражение «китайской»моды XVIII столетия. Возможно, идея архитектурного решения продиктована названием горы, на склоне которой находится домик. Гора называется Драконовой.

park-san-susi-19

Но у горы есть и другое название — Клаусберг. И, честно говоря, я не знаю, — Драконовой её назвали в честь Домика с драконами или наоборот, — идея оригинального домика возникла благодаря названию горы.

Архитектор Карл фон Гонтард.

11. Бельведер

Бельведер на холме Клаусберг (Belvedere auf dem Klausberg)

Северная граница парка Сан-Суси заканчивается холмом Клаусберг. На вершине холма видно здание, оригинальной формы. Это Бельведер.

Бельведе́р (итал. belvedere — «прекрасный вид»)— лёгкая постройка на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности. Кроме отдельно стоящей постройки бельведером может называться надстройка над зданием, вышка. Например, башня, с широкими застекленными или открытыми отверстиями. Википедия

Здание построено по приказу Фридриха II к 1772 году. Архитектор Георг Кристиан Унгер.

park-san-susi-20

Бельведер

По замыслу короля, здесь должна была проходить триумфальная аллея, но затем король поменял решение и ограничился интересной по архитектурному замыслу смотровой площадкой. С неё открываются прекрасные виды на парк.

Ротонда в два этажа высотой, с двумя террасами, заканчивается куполом. Образцом послужили рисунки с изображением дворца римского императора Нерона.

Во время Второй мировой войны Бельведер сгорел. Сейчас здание полностью восстановлено.

12. Новый дворец, триумфальная арка с колоннадой и коммуны

Комплекс построен по приказу Фридриха Великого с целью продемонстрировать величие, могущество и богатство Пруссии. Строительство длилось 7 лет, с 1763 по 1770 годы и началось сразу после окончания кровопролитной Семилетней войны.

В основу строительства легли проекты архитекторов И.Г. Бюринга и Г.Л. Мангера (им же спроектированы здания картинной галереи и китайского чайного домика).

С 1991 года находится под охраной ЮНЕСКО.
novyiy-dvorets-v-potsdame

Дворец отличается пышностью барокко и огромным количеством скульптур его украшающих.

В этом дворце проходили приёмы важных государственных персон. Здесь же официально приглашенные персоны жили. Бывали здесь и члены королевской семьи женского пола. Говоря современным языком, Новый дворец   был головным загородным офисом Фридриха. В то время как дворец Сан-Суси только местом отдохновения, куда официальные лица и женщины не допускались.

Коммуны с коллонадой

Коммуны с коллонадой

Напротив Нового дворца триумфальные ворота и колоннада. Здания слева и справа — называются коммуны.

Подробнее о Новом дворце читайте с статье «Новый дворец в Потсдаме — доказательство прусской мощи и богатства» (ссылка в начале статьи).

13. Античный храм и Храм дружбы (Antikentempel und Freundschaftstempel)

Два небольших парных здания появились в парке в 1768 году. По форме это — ротонды. Находятся чуть восточнее Нового дворца. Расположены они симметрично главной аллеи.
Архитектор Карл фон Гонтард.

Храм дружбы

Выполнен как круглый греческий храм.  8 коринфских колонн поддерживают купол.

Внутри храм украшен медальонами, на которых скульптор запечатлел античные дружеские пары. Храм символизирует преданность любящих людей и посвящён любимой сестре Фридриха II — маркграфине Вильгельмине фон Байройт.

Здесь же в натуральную величину скульптурное изображение маркграфини — фигура женщины с книгой в руках. Скульпторы — братья Ренц.

Храм дружбы

Храм дружбы

Античный храм

Это маленькая копия римского пантеона. До 1830 года здание выполняло функцию маленького музея. Здесь хранились коллекции монет, гемм, произведения античного искусства малых форм. Затем коллекции были перевезены в Берлин. Сейчас их можно увидеть в Старом музее на Музейном острове.

При Вильгельме III, храм должен был стать часовней-усыпальницей. Уже был готов план реконструкции, но началась Первая мировая война, и храм остался в прежнем виде.

Античный храм

Античный храм

Тем не менее он стал усыпальницей семьи Гогенцоллернов.

В Античном храме покоятся:

Младший сын германского императора Вильгельма II и Августы Виктории -принц Иоахим (1890—1920)
Супруга Вильгельма II Августа Виктория (1858 — 1921)
Старший сын кронпринца Вильгельма и Цецилии Августы — принц Вильгельм (1906—1940)
Второй сын императора Вильгельма II и Августы Виктории — принц Эйтель Фридрих (1883—1942). Захоронен здесь по приказу Гитлера.
Гермина фон Рейс, вторая супруга кайзера Вильгельма II, вдова принца Шёнайх-Каролата.

14. Парк Шарлоттенхоф

Эта часть парка появилась после того, как в 1826 году Фридрих Вильгельм IV приобрёл для себя земли к югу от Сан-Суси. По приказу принца Ландшафтный архитектор Петер Йозеф Ленне создал английский парк, характерные черты которого искусственные пруды, невысокие холмы с группами деревьев и свободные, ничем не занятые луга.

park-san-susi-37

Вскоре здесь началось строительство нового замка.

15. Дворец Шарлоттенхоф (Schloss Charlottenhof)

Создал проект дворца для кронпринца Фридриха Вильгельма  архитектор К.Ф. Шинкель. Руководил строительством сам (тогда ещё принц) Фридрих Вильгельм.

park-san-susi-23

Гармонии архитектуры и природного ландшафта архитектор достиг сдержанностью и лаконичностью форм здания. По сути это — вилла. Отличается строгой элегантностью и подчёркнутой простотой линий.

park-san-susi-26

Интересно происхождение названия — Шарлоттенхоф. За ним не скрывается ни любовная, ни романтическая история. Всё просто: при строительстве замка был использован находившийся там фундамент дома. Владелицей усадьбы, на месте которой вырос дворец, была женщина по имени Шарлотта.

park-san-susi-24

Интерьеры дворца выполнены, в основном, по эскизам Шинкеля.

Время строительства 1826 — 1829 годы.

16. Римские купальни (термы) Romische Bader

Живописная группа строений, по форме напоминающая флорентийские виллы или античные постройки, свободно раскинулась на берегу искусственного озера, неподалёку от дворца Шарлоттенхоф.

park-san-susi-28

В этот удивительно гармоничный парковый комплекс входят:

  • Домик садовника. Выполнен в стиле итальянской виллы XV века.
  • Чайный павильон. Архитектурно решён как древний храм.
  • Большая беседка. Имитация античных построек.
  • Аркадный зал. Подражание римской архитектуре.
  • Римские термы. Это купальня.
  • Внутреннее пространство скрывает маленький уютный сад.

park-san-susi-29

Комплекс построен по заказу Фридриха Вильгельма IV в 1829 — 1835 годах. Архитектооры К.Ф. Шинкель и Л. Перзиус.

С другой стороны дворца находится похожее строение, возведённое в 1843 году, — фазанник. Мы так поняли, что сейчас это — жилое помещение.

17. Китайский чайный домик (Chinesisches Teehaus)

Чайный домик в парке Сан-Суси — маленький шедевр парковой архитектуры XVIII века. Признан одним из красивейших в Европе. Создал его Иоганн Готфрид Бюринг — архитектор, спроектировавший здание Картинной галереи Сан-Суси.

Архитектура — своего рода книга, высеченная в камне. По формам и украшениям зданий мы узнаём, чем увлекались люди, о чём они мечтали и к чему стремились.

Изысканный образ Чайного домика — отражает увлечение Европы Китаем. Фарфоровая посуда, чай, изысканные статуэтки и миниатюры будоражили воображение европейцев, создавая представление о Китае как о далёком райском уголке. Рассказы путешественников и подарки, привезённые из далёкой страны подогревали воображение.

park-san-susi-32

Чайный домик — создан в 1754 — 1757 годах на пике «китайской» моды.

Во времена Фридриха Великого домик окружали фркутовые деревья. Весной, когда эта часть парка утопала в цветении деревьев абрикоса, яблони, груши, сливы, покрытый золотом Чайный домик был, действительно райским уголком.

В основе здания форма листа клевера — это три внутренних кабинета. Между ними открытые веранды, крыша сделана в виде шатра. Снаружи мы видим круглое здание, украшенное позолоченными фигурами китайского мандарина в окружении слуг. Колонны выполнены в виде стволов пальм.

Фигуры в натуральный человеческий рост, колоритные декоративные блюда, вазы, фрукты  - всё это создаёт эффект присутствия в настоящем Китае.

Скульпторы П. Бенкерт и И. Г. Хеймюллер.

Сейчас внутри Чайного домика экспозиция королевской коллекции китайского и японского фарфора.

18. Руиненберг (Ruinenberg)

Это холм, на вершине которого находится искусственный водоём, окруженный руинами античного храма. Здесь есть и живописно разрушенная колоннада, и амфитеатр, и маленький древний храм.

Практическое назначение водоёма — снабжать фонтаны парка водой. Гидравлическая система оказалась несовершенной и вскоре пруд стал обычным парковым украшением, который облюбовали лебеди и утки.

Год постройки 1748. Архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф.

При Фридрихе Вильгельме IV в 1841 — 1842 годах на холме было высажено порядка 50 000 деревьев и кустарников, а склон превращён в английский пейзажный парк.

Ландшафтный архитектор Петер Йозеф Ленне.

Руиненберг

Руиненберг

В 1846 году на холме была построена 23-метровая смотровая башня в норманском стиле, прослужившая до 1945 года. Это ещё один Бельведер Сан-Суси. С этой смотровой площадки виден весь парк целиком.

Архитектор Людвиг Персиус.

В 1945 году башня пострадала от артобстрела.

Восстановлена к 2000 году.

Сейчас это снова прекрасная смотровая площадка.

19. Паровой двигатель (Dampfmaschinenhaus, Moschee)

Этим труднопроизносимым немецким словом называется небольшое симпатичное здание в форме турецкой мечети с минаретом. Иногда его называют просто Мечеть (die Moschee). Внутри него прятался паровой двигатель мощностью 81, 4 лошадиных силы, выкачивающий воду реки Хафель и направлявший её в фонтаны парка Сан-Суси.

«Минарет» скрывает трубу парового двигателя.

Чудо инженерной мысли появилось только в XIX веке. Фридриху II, мечтавшему о том, чтобы его парк был украшен большим числом фонтанов, от идеи пришлось частично отказаться. Техника того времени не отвечала запросам короля.

Водонапорная башня

Здние парового двигателя

Прошло более полувека и Фридрих Вильгельм IV добился воплощения мечты Фридриха Великого. В 1842 году он заказал немецкому инженеру Августу Борсигу паровой двигатель. Вскоре в Большом Фонтане Сан-Суси уже била мощная 38-метровая водная струя.

В 1895 году старый двигатель заменили более экономичной и мощной моделью в 160 лошадиных сил.

С 1937 года здесь работает уже два насоса, обеспечивая до сих пор бесперебойную работу фонтанов.

С 1985 года здание открыто как музей. Вы можете зайти внутрь и увидеть работу двигателей. Это интересно.

Архитектор здания Людвиг Персисус.

Сколько стоит

  • Вход в парк бесплатный.
  • Посещение дворцов, картинной галереи, выставок и концертов платный.
  • Цены разные, есть удобный комбинированный билет.
  • Купить билеты можно в кассах парка (возле объектов). Или через официальный сайт: www.tickets.spsg.de
  • Там же можно узнать актуальную информацию.
  • Большие туристические офисы около дворца Сан-Суси и около Нового дворца.

Время работы

Время работы

Время работы

Карта с объектами парка

KML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logoGeoJSON-LogoGeoRSS-Logo
Парк Сан-Суси

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

дворец Сан-Суси: 52.404235, 13.038492
Картинная галерея Сан-Суси: 52.403951, 13.040943
Новый Дворец: 52.401084, 13.015881
Дворец Шарлоттенхоф: 52.395545, 13.025504
Романские бани: 52.397782, 13.028330
Китайский чайный домик: 52.400239, 13.032202
Храм Дружбы: 52.400566, 13.019012
Античный храм: 52.402285, 13.018794
Оранжерейный дворец: 52.405136, 13.029757
Мельница: 52.404174, 13.035833
Руиненберг: 52.409530, 13.039109
Ботанический сад: 52.403851, 13.025789
Дом с драконами: 52.406235, 13.021527
Бельведер: 52.407155, 13.019367
Грот Нептуна: 52.403337, 13.042362
Фриденскирхе: 52.401069, 13.043334
Водонапорная башня: 52.396303, 13.044468
Туристический центр Сан-Суси и кассы: 52.404644, 13.035568
Новые палаты: 52.403702, 13.035874

Желаем вам прекрасной прогулки. До новых встреч.

С уважением, Алла Сутягина

Найди свой билет и отель: