Привет, друзья. Храм Зевса в Олимпии даже в наше время привлекает тысячи туристов. Сейчас, когда от древнего города остался только археологический сайт — то, что нашли учёные-историки при раскопках. Представляете, что было, когда Олимпия переживала свой расцвет? Храм Зевса был главной святыней на Пелопоннесе, а Статую Зевса в Олимпии — называли чудом света. Но статуи нет и храм разрушен. Что же мы сегодня хотим увидеть? Что ищем в этом святилище, столь великом когда-то?
Греция. Полуостров Пелопоннес. Ном Элида. Город Олимпия.
Обратите внимание: в Афинах есть храм Зевса Олимпийского, а этот рассказ о храме Зевса в Олимпии.
Кроме того, в Греции есть гора Олимп и город Олимп Дион рядом с ней. Там тоже есть археологический сайт, но совсем другой.
Древняя Олимпия и храм Зевса в ней — это только часть истории, связанной с этим местом. Хотя бы потому, что на склонах горы Кронос найдены следы жизни людей времён палеолита — стоянки древнего человека.
Для археологов Олимпия — бесценный клад. Её историю делят на 4 периода:
- архаический
- классический
- эллинистический
- римский
Археологи обнаружили целый комплекс, в котором найдены следы всех этих периодов.
Прочитать о нём и узнать, как выглядит город Олимпия сегодня можно здесь.
Сегодня же рассказ только о части культового комплекса — Храме Зевса, статуе Зевса в Олимпии, мастерской Фидия.
Олимпия в древней Греции
До того, как на склоне холма вырос храм, место уже было культовым. Только храмы были посвящены более древним богам. Храм Гекате — один из древнейших образцов дорийской архитектуры. Саму Гекату связывают с греческой Реей — матерью богов и Богиней-землёй.
Кроме того, священная роща, вокруг которой вырос комплекс тоже уже существовала.
Легенда относит нас к векам, когда на горе Кронос жил, если о древнем боге можно так сказать, Кронос — повелитель времени. Он пожирал своих детей. Его жена — Рея-земля спасла одного из юных богов, подсунув вместо сына камень. До поры спрятав ребёнка в пещере на острове Крит. Ребёнок вырос и лишил отца власти, освободив детей из чрева отца.
В легенде читается история смены религии. Ребёнком был Зевс, его братья — Аид и Посейдон, разделившие власть над миром, поделили пространство на 3 царства: Подземное, Водное и Наземно-надземное. Вместо древних богов, появился знакомый нам пантеон во главе с Зевсом.
Место силы
Само столь важное событие в истории развития культуры и религии на земле произошло, как раз здесь, в Олимпии, в священной роще на склоне горы Кронос.
Таких мест на нашей планете не так уж и много. Называют их местами силы.
В самом сердце рощи, на месте, где Зевс вспорол чрево отца, и находился храм Зевса. А в нём гигантская, мастерски выполненная статуя Зевса, которую и называли чудом света.
В Греции известны и другие места силы:
Храм Зевса в Олимпии
Массивный храм Зевса — главная и центральная постройка священной рощи Алтис (Altis).
Факты:
- Размер — самый большой храм на Пелопоннесе.
- Архитектурный стиль — дорийский. Отличается мужественность, суровостью, лаконичностью (в отличие от ионийского — более женственного и мягкого).
- Построен элийцами (жителями этой местности) из трофеев и посвящён Зевсу.
- Строительство началось с 470 и было завершено до 456 г. до н.э., когда на восточном фронтоне храма был помещён золотой щит, посвященный победе спартанцев на Танагре.
- Архитектор Либон (Libon) из Элиды
- Скульптор, создавший фронтоны неизвестен.
- Ориентация на восток-запад.
- Храм шестиколонный (по ширине) с тринадцатью колоннами по бокам.
- Высота колонн 10,43 м, диаметр у основания 2,25 м. Выполнены из местного известняка-ракушечника и покрыты белой штукатуркой.
- Только скульптуры фронтона, крыша и голова льва были из мрамора.
- Кроме основной части, в храме были пронаос (преддверье) с востока и опистодом — задняя (внутренняя) часть храма на западе.
- На полу пронаоса сохранились фрагменты мозаики с изображениями тритонов.
- Передняя часть пронаоса представляет собой небольших размеров прямоугольное пространство, вымощенное гексагональными мраморными плитами.
- В прнаосе происходило награждение — коронование победителей.
- Ещё одна важная часть древних храмов целла — внутренняя часть святилища, в которой находились изображения богов. В эту часть могли заходить только служители культа.
Целла храма Зевса была разделена на три нефа двумя двойными рядами семи колонн.
Фронтоны и декор храма Зевса
Пышный скульптурный декор храма — пример дорийского стиля.
- Восточный фронтон
На нём изображены гонки колесниц — поединок между Пелопсом и Эномаем. Главный судья этих легендарных гонок — Зевс. Скульптур сделал фигуру Зевса центральной в композиции.
Вершину восточного фронтона украшала позолоченная Ника — богиня победы.
Пелопс — герой, в честь которого назван весь полуостров Пелопоннес. Курган Пелопса находится на склоне горы Кронос.
Греки собрали фронтон по фрагментам. Был период, когда для «лучшего представления» все недостающие части были изготовлены, фронтон отлили из гипса и выставили «целым». Потом от такого новодела истории отказались. Сейчас вы видите только то, что сохранилось
- Западный фронтон
На нём изображена битва Лапифов и Кентавров (Кентавромахия). Здесь, центральной фигурой скульптор сделал Аполлона.
Лапифы — народ в Фессалийской долине, произошли от Лапифа — родного брата Кентавра.
Кентавромахия — битва между лапифами и кентаврами, использовавшими в качестве оружия каменные глыбы и стволы деревьев. Кентавромахия — излюбленный сюжет произведений греческого искусства с 7 в. до н. э. Миф отражает столкновение между племенами, находившимися на разных ступенях культурного развития. К числу наиболее знаменитых изображений Кентавромахии относится изображение на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии и изображение на южных метопах Парфенона. Влияние этого сюжета сказывается и за пределами античности, например у Микеланджело (рельеф), в полотнах Рубенса, Бёклина, в скульптурах Родена.
Метопы
12 метоп (плиты вверху храма, украшенные барельефами) изображают подвиги Геракла (сына Зевса).
В римский период, на не декорированные метопы были «прибиты» двадцать один позолоченный бронзовый щит в честь победы над греками в 146 г. до н.э...
Храм был сожжен по приказу Феодосия II в 426. Жертвенник Зевсу — место, где горел священный огонь, был полностью разрушен. Землетрясение 551 и 552 г. н.э. довершило полное разрушение храма.
Раскопки в храме начала французская экспедиция в 1829 году, а закончила немецкая Школа. Части скульптурного декора были восстановлены и теперь выставлены в Археологическом музее Олимпии. Метопы, снятые французской археологической экспедицией 1829 года находятся в Лувре.
Статуя Зевса
Статуя Зевса располагалась в дальнем (западном) конце храма с. 430 г. до н. э...
- Высота: более 12 метров.
- Статую Зевса для храма в Олимпии создал скульптор Фидий из Афин.
- Техника: Хрисоэлефантинная скульптура.
- На одежду бога ушло 200 килограммов чистого золота.
Статуя Зевса закрывалась тяжелым занавесом падающим сверху. Когда её демонстрировали, занавес с помощью лебёдок закручивался и понимался вверх.
Скульптура представляла собой сидящего на троне бога. Золотой трон, украшенный барельефами мифологических сцен, стоял на пьедестале площадью 9,5 на 6,5 метров. Голову бога украшал венок. В правой руке — богиня Ника на шаре (держава), в левой — скипетр, увенчанный изображением орла (священная птица Зевса). Ноги Зевса покоились на скамейке.
Чтобы «оживить» бога скульптор использовал специальную технику, когда на первичный деревянный каркас в местах, где обнаженное тело, накладывались пластины слоновой кости, а части скульптуры в одежде покрывались золотом.
Обычно эта техника применялась для монументальных скульптур. Носит название Хрисоэлефантинная скульптура.
Перед скульптурой Фидий сделал сапфировый бассейн для масла. У него три функции:
- Во-первых, это — красиво.
- Чтобы пластины слоновой кости не разбухали от влажного воздуха, жрецы смазывали их маслом, которое стекало в бассейн.
- Свет, проникая в храм, отражался от поверхности бассейна и создавал особую мягкую подсветку, делающую лицо и тело Зевса живыми.
В Афинах, пластины статуи Афины тоже смазывались, но водой, чтобы они не рассыхались.
Известно, что статуя Зевса несколько раз подвергалась реставрации, что ей хотели владеть многие цари, а римский император Калигула даже планировал перевезти её в Рим.
По этому поводу существует легенда: когда римляне прибыли в Олимпию и вошли в храм Зевса, то Зевс начал страшно хохотать. Римляне испугались и убрались из храма.
Последние упоминания о статуе относится к 363 году нашей эры.
После отмены Олимпийских игр, статуя была перенесен в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре.
Если скульптура сгорела, то как же мы узнали, как она выглядела? К счастью, до нас дошло описание историка Павсания, сохранились древние монеты с изображением Зевса в Олимпии, наконец, главная находка — слепки и заготовки для статуи, найденные в мастерской Фидия.
Друзья, теперь мы есть в Инстаграм. Канал о путешествиях, историях из поездок. А так же лайфхаки, полезности, маршруты и идеи для ваших путешествий. Подписывайтесь, у нас интересно)
Мастерская Фидия
Размеры скульптуры огромны, поэтому учёные ломали голову, как такую махину Фидий смог внести в храм. Во время раскопок рядом с храмом было обнаружено здание мастерской Фидия. Размеры её соответствовали размерам части храма, в которой находилась статуя Зевса. Рядом же была найдена яма, в которую Фидий складывал заготовки.
Это не решило до конца вопрос, как же внесли статую в храм. Логика говорит, что проще всего было сначала сделать деревянную основу (каркас), а потом отливать и вытачивать детали в мастерской.
Говорят, что Фидий присутствовал на открытии и лично наблюдал, какой эффект произвело его творение. И я его понимаю)
Слава Фидия росла. Храм стал общегреческим. Статую Зевса назвали чудом света.
Поэты писали:
Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?
Сокрушались и жалели тех, кто не видел этого чуда.
Сам Фидий, несмотря на всеобщее восхищение его работой, переживал, как Зевс отнёсся к творению рук человеческих. Однажды вечером он пришел в храм и прямо «в лоб» спросил бога, нравится ли ему работа.
Раздался гром, здание слегка закачалось и от трона прямо к распластанному на мраморе Фидию прошла трещина. Скульптор ликовал — Зевс доволен!
Мы привыкли видеть греческие скульптуры белыми — цвета мрамора. Так же представлялись мне и храмы. Главной неожиданностью Олимпии стало для меня то, что и храм, и статуя были цветными.
Где остановиться в Олимпии
Сейчас много вариантов жилья появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.
Рядом с археологическим сайтом находится посёлок. Мы бронировали отель Hercules. Рекомендуем его.
Предлагаем еще неплохие варианты отелей в Олимпии
Время работы комплекса
Ежедневно
- С мая по октябрь: с 8:00 до 19:00
- С ноября по апрель: с 8.00 до 17.00
В выходные – с 8.30 до 15.00.
Сколько стоит
Отдельные билеты в музей и на сайт больше не продаются. Есть один общий.
- Стоимость билета 12 евро.
- Льготный билет 6 евро.
Есть бесплатные дни. Об этом писали в статье Древняя Олимпия.
На осмотр сайта и музея вам понадобится примерно часа 3-4
Храм Зевса в Олимпии на карте
Спасибо, что читаете нас. Делитесь полезными статьями с друзьями и в соц сетях.
До встречи.
С уважением, Алла Сутягина
Комментарии (0)