Путешествовала я по Индии не один раз. И всегда это были самостоятельные поездки. Скажу больше – мои первые самостоятельные путешествия начались именно с Индии. Это было одновременно и очень заманчиво, и очень страшно. Не начать с комфортной и правильной Европы, а сразу окунуться в индийскую культуру, с непонятным для нас менталитетом и укладом жизни. Подсознательно меня тянуло в Индию и, наконец, в какой-то момент, я решилась.
Поеду, сказала я себе! 2 месяца изучала все, что касалось этой удивительной и загадочной страны, начиная с богов и заканчивая современным транспортом. Съездила. Обалдела от страны. Вверглась в культурный шок. Приехала. Отходила от культурного шока. Когда пришла в себя, то поняла что хочу туда еще раз! И еще, и еще… Вскоре я познакомилась с Аллой и предложила вместе совершить очередной поход в Индию. Так мы начали готовить еще одну совместную поездку.
Железные дороги Индии
У нас были планы посетить около 10 городов в разных штатах страны и ашрамы в них. Индия не маленькая. Чтобы понять масштабы: с севера на юг на поезде можно добираться 3 дня. Не Россия конечно, но тем не менее, страна большая. Вопросов не возникло каким образом мы будем добираться до назначенных мест. Конечно на поездах Индии!
Почти вся Индия опутана сетью железных дорог, которая соединяет более-менее все крупные города и населенные пункты. По своей протяженности железная дорога Индии занимает 3 место в мире после России и Китая. Удобней всего по стране путешествовать по железной дороге. Вы можете тесно пообщаться с местными жителями и заодно посмотреть природу из окна.
На первый взгляд, может показаться что железнодорожная сеть у них какая-то сумбурная и неправильная, а покупка ж/д билета на поезда еще непонятнее. Но это на первый взгляд. Внимательно ее изучив, вы поймете как у них все четко поставлено.
Классы поездов Индии
Существует несколько классов поездов. В зависимости от того, как далеко вы хотите поехать и на какую сумму рассчитываете, вы выбираете тип вагона и смело начинаете на них передвигаться.
AC First class или 1 класс – самый дорогой и комфортабельный тип вагона. На нем ездят самые богатые индийцы и обеспеченные туристы. Порой цена сопоставима с ценами на авиа-билеты эконом класса многих индийских авиакомпаний. Такой класс бывает в основном в поездах на дальние расстояния.
В купе 2 или 4 полки. Купе закрывается дверью. Окна покрыты тонирующей пленкой и не открываются. Кондиционер в наличии + бесплатная еда и постельное белье. Проезд на 1000 км= 3500 рупий.
AC Sleeper Tier или 2AC – дешевле 1 класса почти в 2 раза. От этого он не менее комфортный и подходит для дальних путешествий. В купе 4 полки + 2 боковые полки в проходе. Дверей в купе нет, зато от прохода, купе отгорожены плотной шторкой. Боковые полки тоже со шторками. В таких вагонах тихо и спокойно.
Индийцы в поездах вообще очень тихие. Даже дети. Мы поразились, что ни разу не услышали крика ребенка, хотя знали — в вагоне едут несколько детишек и один грудничок.
Окна также затонированы и не открываются. Кондиционер есть. Постельное белье бесплатное. По 2 туалета с каждой стороны. И ещё по умывальнику в каждом тамбуре. Не в туалете, а отдельно. Чтобы умыться и почистить зубы не надо ждать очереди в туалет. Кстати, очереди, видимо, поэтому и нет. Еда за деньги.
AC Sleeper Tier или 3AC – недорогой вариант с кондиционером. Стоит примерно в 1.5 раза дешевле 2 класса, то есть приблизительно 1000 рупий. В купе 6 полок + 2 боковушки. Днем средняя полка откидывается, чтобы можно было днем сидеть на нижней. Поэтому лучше покупать место на верхней полке.
В любое время можно прилечь и в то же время спуститься посидеть на нижней полке. Купе не отгорожены от прохода. Кондиционер есть. Окна затонированы и не открываются. Постельное белье бесплатное. Еда за деньги. 2 туалета с каждой стороны. 1 умывальник с каждой стороны.
Second Class Sleeper , SL, слипер или просто спальный вагон – дешевый, без излишеств. Как раз в этом классе вы можете поближе познакомиться с самыми обычными индийцами.
Напротив вас будут сидеть студенты с кучей книг или многочисленная семья, которая на банановых листьях руками будет есть рис, а потом остатки выбросит за окно.
Днем, также как в классе 3AC, средняя полка складывается. Окна без стекол, закрыты решетками и на ночь закрываются ставнями.
Вообще, с правилами безопасности в транспорте у них все строго. Двери в тамбурах обычно не закрываются (только ночью запирают), т.е. можно из открытой двери любоваться пейзажем. Постельное белье не выдается. Питание за деньги. Кондиционеров нет, но есть работающие сильные вентиляторы 3 штуки на купе, грамотно направленные в разные стороны. Их скорость можно регулировать по желанию.
AC Chair или просто СС – сидячий вагон. Кондиционер есть. Актуален для коротких поездок . Проезд в таком классе будет стоить в 2 раза дешевле, чем в 2AC.
Есть также класс Executive Chair Car или EC – подороже в 2 раза, чем простой СС.
И напоследок расскажу о моем «любимом» классе: General Class, Second Class – общий вагон.
Вы можете представить, что в один вагон вмещается небольшой поселок городского типа? После непродолжительной поездки в таком вагоне я могу легко это сделать!
Решили мы с самой южной точки Индии города Каньякумари проехаться до Варкалы. Всего-то 4 остановки и 3 часа езды, подумали мы и купили билетики без мест. Я знала, что вагон быстро может заполниться на ближайших станциях, но русский авось сделал свое дело и мы спокойно заняли места в середине вагона.
Выезжая с конечной станции, он был еще полупустой. Индийцы все время хотели с нами сфотографироваться и, чтобы они отстали, мы на время освоили профессию фотомодели.
На первой же остановке вбежала куча индийцев и заняла не только свободные места, но и проходы. На следующих станциях люди уже не могли протолкнуться к дверям. Индийцы висели в дверях, торчали из окон, на верхних полках лежало по несколько пар студентов. А, сидящий напротив меня мужчина, вдруг начал кричать на своего соседа, который по- видимому хотел передвинуть свою сумку и случайно или нет, залез на чужую территорию.
У нас на глазах произошла трансформация — спокойный интеллигентный индус исчез. Вместо него появился взбешенный бабуин. Было такое ощущение, что этот гневный бабуин защищает свою семью и территорию от вражеского нашествия. Весь вагон включился в процесс и что-то выяснял. 10 минут стоял крик по всему вагону, потом сразу все стихло, бабуин вновь стал человеком, повернулся к нам и с милейшей благостной улыбкой констатировал: «Вот это — реальная Индия, мадам».
Поезд опоздал на 3 часа. Но мы, всё-таки, доехали до Варкалы. Два наших измученных тела были выдавлены из вагона без каких-либо повреждений, чему мы несказанно обрадовались и удивились. Выдохнули и заметили: теперь мы знаем, что такое общий вагон. Знания и опыт — это прекрасно, но в следующий раз мы поедем другим классом! Это в недалеком будущем.
Питание в индийских поездах
В поездах Индии сложно остаться голодным. Там постоянно носят чай и кофе, печенье, чипсы и всякие снеки. Также предлагают воду в бутылках, вегетарианскую еду или омлет. Заказать еду нужно у разносчиков. В 1-3 классах ходят в определенное время с ручкой и блокнотом, и спрашивают, кто что будет. Также можно перекусить и на станциях. Но помните, что индийская еда очень острая. Если для вашего желудка это не подходит, то запаситесь другой едой заранее.
Начинающим путешественникам советую не экстримальничать и начать ездить на 2AC и 3AC классах. Потом уже, покатавшись, вы поймете, хотите ли вы большего экстрима в общих вагонах или комфорта в 1AC. Мы для себя выбор сделали. Очередь за вами)
С уважением, Галина Субботина
Вероника
2012-06-22 в 12:45Очень интересно! Я ездила на заграничных поездах в Китае (плацкарт) и на AVE из Барселоны в Париж. Это возможность окунуться в жизнь жителей этих стран. Мне это нравится.
admin
2012-06-22 в 13:51Вот, Вероника, мы именно по этой причине (чтобы окунуться в жизнь жителей этих стран) пользуемся местным транспортом. Совсем другая картина) А вы, где-нибудь делились своим опытом? Интересно почитать, как там, в китайских поездах и испанских электричках. Удобно? В немецких, например, очень комфортно.
Виктор
2012-06-22 в 14:35Интересная весьма полезная инфо, спасибо.
Иван Бабаш
2012-06-25 в 00:17Ну наши плацкарты почти или достаточно схожи судя по фотографиям, даже находиться определённый симбиоз этого. У них видов пассажирских классов, значит больше чем у нас?
Только путешествуя дикарём можно, увидеть все прелести жизни и быта других стран
admin
2012-06-25 в 11:20Да, поезда схожи. Но в индийских поездах полки шире — спокойно помещаются мать и ребёнок, в то время, как в наших поездах ездить с ребёнком — мучение. У них есть сильные работающие вентиляторы на потолке. Это тоже удобно. Но хит, это 4 туалета на вагон + два умывальника в тамбуре. Нет очереди!!! Кроме того, туалеты находятся не сразу за купе, а через тамбур. Запаха нет! Ещё на большинстве вокзалов на перроне есть нумерация вагонов и поезд подходит так, что каждый вагон останавливается возле своей метки. Т.е. бегать с чемоданами и пожитками за поездом не нужно. Ещё понравилась история с билетами. Мы купили билет, были занесены в базу данных, когда подошли к нашему вагону, улыбающийся проводник спросил: «Алла? Галла? Проходите». Недавно в Киеве наблюдали картину, как 4 ребят не попали на поезд, потому что не подтвердили свой электронный билет заранее( В остальном же всё похоже) Ну, и конечно, индийские поезда не качаются, идут по рельсам гладко.
ольга
2012-06-25 в 17:49хахаха! Мне очень понравилось про 2 измученных тела, без повреждения выдавленных из вагона! Сразу вспомнила, как ехала в студенческие годы на поезде Москва-Кинешма до своей деревни в общем вагоне :-) Отличная статья, очень познавательно и забавно!
admin
2012-06-25 в 18:46Ольга, вы круче! Москва — Кинешма общий вагон... думаю, это не забудется никогда!
Маша
2012-07-6 в 00:13Чуденый обзор! Практически мануал, понятный даже новичкам!
admin
2012-07-6 в 02:08Здорово. Мы, как раз этого хотели: чтобы информация была полезной даже новичкам.
Может теперь вы прокатитесь на индийских поездах)
Наталья
2012-09-26 в 16:11Я как губка впитываю всю информацию о Индии, с большим интересом прочитала вашу статью о путешествии на поездах по Индии, похоже на наши, но есть свой колорит. На вас там наверно как на диковинку смотрели (я про фото с желающими быть в кадре с вами). Жду продолжения. Подписываюсь на вашу рассылку.
admin
2012-09-26 в 16:26Да. Это вы точно подметили. Иногда мы чувствовали себя обезьянками, иногда звездами: в Варангале один старик сложив руки долго бил земные поклоны Гале.А в вишнутиском городе-ашраме Тирупала мы были кажется единственными белыми. С нами фотографировались, чуть ли не автографы просили. Об этом мы еще напишем. Спасибо за подписку)