Здравствуйте, друзья! Сегодня вас ждет зрелище не для слабонервных. Музей пыток в Праге (Museum středověkých mučicích nástrojů) именно такое место. Вряд ли можно найти город в средневековой Европе с более мрачной историей, чем столица Чехии. Жестокие времена инквизиции, «очистительные костры», уничтожение «еретиков», поиск и пытки пособников нечистой силы — всё это неотъемлемая часть летописи Чехии. И они тоже формировали облик современной страны и её столицы.

Поэтому в городе есть целых два музея, посвящённые страшным векам разгула жестокости. Экспозиции демонстрируют орудия пыток, как копии, так и устрашающие оригиналы.

Прежде всего возникает вопрос: «Кому и зачем нужны такие жестокие музеи?»

У меня два ответа: во-первых — это наша, человеческая история. Да, вот такая страшная, да такая изощрённая, но история. И о ней тоже нужно помнить.

Во-вторых, такие музеи служат напоминанием и предостережением, к чему может привести бездумная фанатичная вера. Это же уму не постижимо, как христианская любовь к ближнему и вера в спасение души смогла в средние века так измениться, вывернуться, извратиться, что стала в руках деятелей церкви настоящим орудием уничтожения и даже геноцида (об этом тогда конечно не знали).

Как-то я читала книгу об инквизиции и меня потряс факт, что в городке, насчитывающем примерно 600 человек, за год было сожжено порядка 300 человек. В подавляющем большинстве женщин (!) Получается, что костры горели постоянно и казни шли чуть ли не ежедневно, а жестоко уничтожен был каждый второй.

Как такое могло случиться?! И другой, не менее страшный вопрос: а не может ли это повториться?

После музея пыток именно такие мысли крутились у меня в голове.

Замечу, что музеи пыток в Европе распространены , так же как и музеи средневекового оружия. Даже в таком симпатичном маленьком городке как Чешский Крумлов есть свой музей пыток. Похожая история и в Германии. Казалось бы, что могло случиться в таком сказочном городке как Ротенбург об дер Таубер. Однако, и здесь на одной из улочек, видны устрашающие вывески и орудия пыток.




Музей пыток. Ротенбург об дер Таубер

Крыльцо музея пыток в немецком городке Ротенбург об дер Таубер.

История пыток

Человечество использовало пытки с незапамятных времен, но именно в эпоху средневековья они приобрели чудовищные масштабы.

 1215 год. Папа Римский Иннокентий III  создал особый церковный суд католической церкви — Инквизицию.

Инквизиция - Святой отдел расследований еретической греховности, назначение которого бороться с ересью.

Ересь — дословный перевод «выбор». Соответственно, святая инквизиция боролась с неправильным выбором, как мы понимаем очень удобный термин для навязывания единственно верного выбора и установления власти.

1229 год. Папа Римский Григорий IX учредил в Южной Франции церковный трибунал, задача которого «обнаружение, наказание и предотвращение ересей».

1478 год. Папа Римский Сикста IV выдал санкции на учреждение испанской инквизиции.

1483 год. Томас Торквемада возглавил трибунал испанской инквизиции. Он же — один из авторов знаменитого Кодекса.

Экономически трибунал был выгоден и католической церкви, и королям, т.к. конфискованное у еретиков имущество поступало в папскую и королевскую казну, служило фондом для поддержания и создания новых отделов трибунала.

Только в Испании деятельность святой инквизиции привела к тому, что за 70 лет активной борьбы с ересью, численность населения упала на 4 000 000 человек (с 10 млн. до 6 млн.).

Если посчитать, то получается: 4 000 000 млн. чел. : 70 лет = 57 142 человека в год были убиты, сожжены, умерли о пыток, бежали из страны.

Тем не менее процессы святой инквизиции продолжались, перешли в другие страны Европы и даже в колонии. Штат Гоа в Индии был португальской колонией и в нём тоже была инквизиция.

Интересно, что церковная власть совершала дознание — добивалась (с помощью пыток) признания или отречения. Казнь же совершалась светской властью, светским судом. Таким образом, у дознателей всегда были чистые руки. Даже приговор не мог объявляться в пределах церкви, т.к. нарушал главный закон — «Не убий».

Вот такая история...

На протяжении нескольких столетий инквизиция в лице римско-католической церкви использовала страшные методы для допроса подсудимых.

Зачастую, расправы над еретиками выносились на всеобщее обозрение. Для них в городах даже существовали специально отведенные места – театры казней.

В конце XVII века на некоторые истязания были введены ограничения, а спустя еще век все их официально запретили.

Музей пыток

Великое покаяние

В октябре 1997 года католическая церковь впервые официально признала свою вину и покаялась в грехах инквизиции. Произошло это в итальянском городе Болонья.

Тогда же были реабилитированы многие исторические личности. В том числе Джордано Бруно, Джироламо Савонарола, чешский теолог Ян Гус, возглавивший движение против папского абсолютизма и сожженный в 1415 году.

Католическая церковь изучила причины возникновения такого ужасающего явления как Святейший церковный суд и сделала вывод:

«... Мы должны по мере сил сдерживать тенденцию церкви трансформироваться в государство, благодаря которой и стала возможной инквизиция».

Вот и ответ на мучивший меня вопрос — возможно ли повторение истории. Создание любого религиозного государства, какой бы конфессии оно ни было, — опасно.

Ну а теперь вернёмся к истории, и двум пражским музеям пыток.

 Что можно увидеть в музеях пыток

В обоих музеях можно познакомиться с экспонатами, реалистично передающими, какие муки испытывали люди в средние века, попавшие в руки заплечных дел мастеров. Нужно отметить, что изобретатели этих инструментов были отлично знакомы с анатомией человека, поэтому каждая пытка приносила жертве максимально возможную боль.

Одна из них – «наказание стеной». Изменников полностью замуровывали в стену или оставляли на поверхности верхнюю часть туловища. В обоих случаях провинившихся ждала неизбежная смерть.

Пытка старинная миниатюра

«Сжигание» можно отнести к классике пыточного жанра: кто не помнит пламенеющих ведьм на костре? Кстати, в той же Флоренции, где погода изменчива и часто бывают неожиданные короткие дожди, смертная казнь через сожжение иногда играла роль Провидения. Так под известным религиозным деятелем Джироламо Савонаролой, приговорённым судом инквизиции к сожжению, уже был разведён костёр, но неожиданно начавшийся дождь, загасил пламя. В таких случаях считалось, что в судьбу приговорённого вмешался сам Бог. Вина с человека снималась и его отпускали.

Однако, правосудие часто использовало огонь не только для исполнения смертных приговоров, но и для истязаний. В отличие от погоды, настроение святой инквизиции всегда было ровным, а дознаватели были ребятами набожными и трудолюбивыми. От них можно было ожидать только одного подарка — быстрой смерти.

С помощью дыбы тело подсудимого растягивали в обе стороны. Смерть в итоге наступала из-за разрыва суставов. Как-то, на средневековом фестивале Ritter Weg, который проходил в Подмосковье, мы рискнули узнать на себе, что такое дыба. Совсем чуть-чуть. Пара оборотов колеса — больно и дико страшно. Хоть мы и смотрим на орудия пыток с любопытством и даже шутим по их поводу, но вот коснись ими тела, и поднимается какой-то генетический ужас.

«Испанский сапог» сдавливал ногу подобно череподробилке, кости жертвы раскалывались на мелкие кусочки.

Все эти жуткие экспонаты находятся в музеях пыток. Есть среди них и кол, и стулья с шипами, и саркофаг с тончайшими лезвиями, крюки, пилы и многие другие страшные орудия, демонстрирующие все разнообразие человеческой извращенной фантазии.

Чехия Музей пыток

Два музея

Перед тем, как написать эту статью, мы внимательно изучили интернет. В статьях встречается общая ошибка: даётся сайт одного музея, а адрес другого.

Оба музея находятся в историческом центре Праги, в туристических местах. От одного до другого 10 минут пешком.

Первый на улице Celetná 12 рядом со Староместской площадью, где стоит памятника Яну Гусу. Ян Гус был сожжен не здесь, а в Германии. На площади в Чехии только памятник великому человеку.

Интересный факт: Ежегодно 6 июля в Чехии и Словакии повсеместно зажигают костры в память о Яне Гусе.

Этот музей, действительно, похож на музей. В нём есть витрины, экспонаты, пояснения.

Второй музей пыток находится вблизи Карлова моста. На улице Křižovnické náměstí 194/1.

Создатели этого музея попытались приблизить нас к реальности: музей занимает подвал, стены каземата навевают тоску и безысходность. Усиливается гнетущее состояние тем, что орудия пыток «применяются» к восковым фигурам, изображающим (и очень натурально) страдающих людей. Посетители этой экспозиции могут увидеть, как работали инструменты пыток.

Музеи отличаются по времени работы, цене и предложениям, антуражу.

Идти в оба музея, на наш взгляд, смысла нет. Побывав в одном, можно составить представление о пытках и казнях.

Чтобы лучше представлять профессию палача, что это за люди, как к ним относилось в то время общество советуем заглянуть в нашу статью Пражский палач — необычные биографии заплечных дел мастеров из Праги.

Музей пыток вблизи Староместской площади

Как добраться

  • на метро. Выберите линию А (зеленая ветка) и выйдете на станции Staroměstská. От метро идете по указателям в сторону Староместкой площади по улице Kaprova. Пешком 500 метров.
  • на трамвае. Трамваи под номерами 17, 18,  идут до остановки Staroměstská

Адрес музея

Museum středověkých mučicích nástrojů
Celetná 12
110 00 Praha 1

Стоимость билетов

  • обычный билет 160 Kč / 6 EUR
  • дети, студенты, пенсионеры  100 Kč / 4 EUR
  • Семейный 2+2 (дети до 15 лет)  420 крон
  • школьные группы 60 Kč / 3 EUR

 Часы работы

ежедневно с 10:00 до 20:00

Телефон: +420 224 282 483

Официальный сайт: museumtortury.cz

Обратите внимание! У этого музея есть комбинированный билет.

Купив один билет, вы сможете посетить по нему сразу два музея:

  1. музей восковых фигур
  2. музей пыток

Стоимость комбинированного билета

  • обычный билет 270 Kč / 10 EUR
  • дети, студенты, пенсионеры 150 Kč / 6 EUR
  • Семейный 2+2 (дети до 15 лет) 580 Kč / 22 EUR
  • школьные группы 90 Kč / 4 EUR

Музей пыток возле Карлова моста

Как добраться

  • на метро. Выберите линию А (зеленая ветка) и выйдете на станции Staroměstská. От метро поверните на улицу Křižovnická, идите по ней в сторону Карлова моста мимо Климентинума. От метро до музея 350 метров.
  • на трамвае. Трамваи под номерами 17, 18,  идут до остановки Staroměstská или Karlovy lázně

Адрес музея

Křižovnické náměstí 194/1, Praha 1.

Цена билетов

  • Взрослый: 160 Kč
  • Льготный: 100 Kč
  • Семейный: 420 Kč

Время работы

С 10:00 до 22:00 вечера

До новых встреч, друзья! Не забывайте читать нашу группу в контакте https://vk.com/traveltu и готовиться к новым путешествиям!