Привет, друзья. Путешествия всегда связаны с мечтой. Когда мы собирались на Шри-Ланку, такой мечтой для нас был мост Рамы, соединяющий через океан Шри-Ланку и Индию. Европейцы и мусульмане называют его Адамов мост. В древние времена по мосту можно было не только пройти, но и переправить целую армию. Вот на этот мост мы и мечтали попасть. От этого пункта мы и строили весь свой маршрут по Шри-Ланке.
Мост Адама (Adams Bridge), индийское название — мост Рамы из космоса и с самолёта виден как голубая линия — отмель длиной в 50 км, шириной от полутора до 4 километров, уходящая в океан. Глубина этого моста колеблется от метра до 10-12 метров.
Проблема
С экономической стороны, отмель в океане между Индией и Шри-Ланкой доставляет массу хлопот: кораблям приходится делать крюк в 800 км, а это 30 часов пути и потраченное впустую топливо.
Казалось бы, есть простое решение — прорыть канал и наладить прибыльное судоходство. Такие попытки предпринимались в 1850 году, в 1955 и последняя в начале двухтысячных, но встретили мощный протест со стороны верующих людей.
- Мусульмане
Называют это место мост Адама и верят, что этот мост поднялся из морской пучины, когда Адам, изгнанный из рая, проходил здесь в поисках Евы. О том, что земная жизнь Адама началась на острове Шри-Ланка, свидетельствует след ступни огромных размеров на горе Шрипада. Мусульмане и европейцы называют гору пик Адама.
Друзья, теперь мы есть в Телеграм: наш канал про Европу, наш канал про Азию. Добро пожаловать)
Интересно, что оба названия — мост Адама и пик Адама официально появились на картах мира только в 1804 году. Их зафиксировал первый инспектор британской Индии Джеймс Реннель. Он проигнорировал древние названия, остановившись на том, что знакомо и удобно в произношении для христиан.
- Индуисты
Называют место мост Рамы и верят, что это — легендарный мост из эпоса Рамаяна, который построил бог Хануман, чтобы привести армию бога Рамы и победить злого демона Равану, живущего на Шри-Ланке. А дело рук бога разрушать нельзя.
Историки, геологи, физики, химики, экологи и метеорологи также заинтересованы в изучении этого природного явления: подводный хребет разделил Индийский океан на неспокойный, штормовой Полкский залив (где образуются циклоны, а вода мутная и наполненная взвесями) и мягкий Манарский залив с чистейшей, изумрудного цвета, водой, обладающей другим химическим составом.
Многолетние данные, собранные в том числе и археологами, говорят о том, что отмель — не природного происхождения — она рукотворна и появление её вызывает массу вопросов. При отсутствии какой-либо заметной геологической активности, морское дно вдруг резко поднялось с глубины в 12 метров до 1 метра.
Подробный анализ структуры моста показал, что невысокий подводный хребет, действительно, возник неожиданно и представляет собой скопление валунов размером 1,5 на 2 метра, состоящих из известкового камня, песка и кораллов.
Валуны лежат на морском песке, толщина которого колеблется от трех до пяти метров, а сверху начинается твердый грунт.
Спасительная дамба
Загадочная отмель является частью экосистемы. Учёные считают, что подводный хребет значительно смягчил действие цунами в 2004 году. Если бы не он, то последствия катаклизма в Индии были бы ещё более страшными.
Мистика
Вокруг моста Рамы развернулись нешуточные баталии: экономические интересы против интересов верующих людей и экологической безопасности. Дело перешло на правительственный уровень.
Верховный суд Индии вынес вердикт, что исторических доказательств того, что мост построен богом Рамой нет, а священная книга, хоть и важна для народа, но доказательством не является.
Была создана строительная корпорация и начались работы по строительству канала. Однако начались массовые поломки земснарядов, ломались зубья ковшей, а неожиданно появившийся шторм разметал суда, занимавшиеся строительством. Работы пришлось приостановить.
В день рождения бога Рамы 27 марта 2007 года началась международная кампания под лозунгом «Спасите мост Рамы» (Save Ram Sethu). Активисты предложили альтернативное решение проблемы — прорыть канал рядом с деревней Мандапам, где мост кончается. За несколько дней петицию подписали тысячи человек во всём мире.
Адамов мост сегодня
Говорят, что до XV века мост и дорога на нём была полностью на поверхности, но за последние столетия вода в этом месте поднялась и мост ушёл под воду.
Один конец моста находится В Индии на острове Рамешварам другой на острове Маннар, принадлежащем Шри-Ланке.
Сейчас по мосту можно пройти частично пешком, частично вплавь. Мелкие островки чередуются с неглубокими провалами. Чтобы пройти, нужно получить специальное разрешение, причём от двух стран, т.к. границы Индии и Шри-Ланки находится посреди моря.
9 островов-отмелей находятся во владении Шри-Ланки, 9 во владении Индии.
Вот в это место мы и мечтали поехать. Что хотели увидеть? Не знаем... Что-то. Постоять на мосту. Идти пешком в Индию мы не планировали.
Умом я понимала, что ничего кроме отмели мы не увидим, а фантазия рисовала что-то вроде Карлова моста, ушедшего под воду. Его опоры видны сквозь толщу воды, а меж древних камней в прозрачной чистой воде плавают рыбы. Разубеждать меня не имело смысла.
Сложности
Первое, что нужно учесть — климат Шри-Ланки. Практически до середины, а то и до конца декабря в этой части острова идут дожди, а в районе острова Маннар всё затоплено и к нему не проехать.
Узнали мы об этом уже в Анурадхапуре за день до поездки от хозяина отеля. Увидев, что мы расстроились, он позвонил в Маннар своему знакомому полицейскому. Выяснилось, что, как раз в этот день проезд открыли.
Он же подсказал, как лучше добираться. А хотели мы не только на Адамов мост. Мы лелеяли надежду побывать на могиле Адама и Евы, которая находится в той же стороне, но с дороги нужно было свернуть и добраться до кладбища небольшой мусульманской деревушки.
Поездка
Выехали мы часов в 9 утра на автобусе, идущем в северном направлении. Водитель подсказал, где выйти, чтобы пересесть на автобус, идущий на Маннар. Чем дальше на север мы ехали, тем больше появлялось в автобусе мусульман.
В этом автобусе, на который мы пересели были уже практически все мусульмане. Было как-то непривычно и тревожно, хотя помощник водителя весёлый юморной парень смеялся и шутил с девушками, пытался говорить с нами насколько позволял его английский, состоящий из нескольких слов.
В результате, он быстро научился нескольким русским словам, в том числе и универсальному «давай!» и высадил нас на пустынной дороге, махнув нам на прощание в нужном направлении.
Туда мы и двинулись. В нескольких метрах от дороги обнаружили плакат и поняли, что приехали, куда надо.
Добирались мы долго. Мимо затопленных крестьянских домиков, полей и джунглей. Автобусы на Шри-Ланке ездят быстро, но останавливаются часто — на каждой остановке, поэтому средняя скорость примерно 30 км/час.
Дальше предстояло пройти пешком километра 2. По дороге, хоть она и пустынная встретили несколько человек, направлявшихся в отели, что нас удивило — местность для гостиниц больно не подходящая.
Наконец вышли к морю. Пустынный берег слева и за маленьким ручьём-речушкой рыбацкая деревня справа. Вот и всё. Конец пути. Нас он не устроил.
Мы перешли ручей, поинтересовались у рыбаков, где мост Рамы. Они неопределённо махнули рукой и предложили закупиться у них мешками сушеных морепродуктов.
Мы поблагодарили и рванули вдоль берега. Время поджимало, сколько идти неизвестно, а на обратный автобус хотелось успеть. О том, чтобы заехать в деревню к могиле Адама и Евы не было и речи.
Мы шли и шли вдоль берега. В начале пути повстречали странного мужчину, катившего тележку с едой. Он шёл из ниоткуда, непонятно зачем в сторону рыбацкой деревни, из которой мы вышли.
Несколько раз нам казалось, что кто-то за нами наблюдает и прячется за песчаными наносами, покрытыми водорослями и чахлой травой. Думали мерещится — куму здесь быть? Но оказалось, что быть-то как раз есть кому — морским погранцам, охраняющим берег.
В какой-то момент перед нами выросли два паренька в трусах и с автоматами без приклада (по виду Калашникова), сообщили, что они нави — морская полиция, а мы арестованы. Мы долго объясняли, что хотим, куда идём и рисовали на песке карту. Они нас не понимали. Наконец, коммуникация осуществилась.
Мы побывали в их землянке, узнали о трудном быте ланкийских пограничников. Они напоили нас водой, сфотографировались с нами, нам запретили пользоваться фотоаппаратами, позвонили следующим постам и пожелали скорейшего возвращения, потому что уже начинался прилив и скоро будет трудно идти.
Вскоре появилось начало моста Рамы. Там тоже стоял пограничник, но он хорошо знал, что охраняет. Мы уломали его на 10 минут. Он разрешил пройтись по песчаной отмели и даже сфотографировал нас.
Вот собственно и всё, а радости у нас было — море)))
Всю обратную дорогу до деревни практически бежали. Там застали бизнесмена на джипе, закупавшего сушёнку. Он добросил нас до автовокзала, где мы успели запрыгнуть в последний уже отъезжающий автобус.
На повороте к мусульманской деревне защемило в желудке, — захотелось спрыгнуть и добраться до могилы Адама и Евы, но разумность победила. Решили, что вернёмся и побываем, тем более, что таких мест, претендующих на могилы первых людей, на Шри-Ланке два.
Как добраться
Из Анурадхапуры автобусрм до Маннара.
- От Маннара автобусом до Таллайманнара. Там пешком или возьмите тук-тук (километра полтора). Этот вариант посоветовал нам один турист, который был там несколько лет до нашей поездки.
- Наш вариант: От Маннара автобусом до Таллайманнара. Но до этой деревушки мы не доехали, кондуктор в автобусе предложил нам выйти за пару км до нее. Вышли мы около указателя на мост Рамы, проехав чуть дальше по шоссе, после деревни Paaviluppaddaan Kudiyiruppu. Дальше шли к морю 2 км, а потом вдоль моря еще 4 км.
Адамов мост на карте
Вот такие мечты. И они сбываются. До новых встреч на нашем блоге и в путешествиях.
С уважением, Алла Сутягина
Орлова Юлия
2017-12-23 в 17:50Добрый вечер, Алла! Приятно удивил Ваш отзыв о путешествии. Я живу и работаю на этой удивительной земле. Порядка 6 месяцев назад на этом месте был построен отель, он называется Vayu Resort и волею судеб я тут живу и творю . Территория отеля переходит в мост Рамы и могила Адама и Евы в одном километре, судя по вашему описанию Вы прошли в максимум одном километре отсюда. Это необыкновенное место и мало кто знает о нем. Я сама ушла с головой в историю моста Рамы и оказалась на Вашем сайте будете тут снова, заходите на чай с печенькой
Алла
2018-01-17 в 13:00Потрясающе! Где только не живут русские люди. За приглашение огромное спасибо. Тему моста Рамы мы для себя закрыли. Мечта сбылась. Но помнить о вас будем и если что обязательно нагрянем на печеньки)
ирина
2019-12-22 в 02:33ну здорово. молодцы. и отлично что вы с подругой сошлись. я путешествую с мужем но он частенько ноет- давай не поедим- что мы там увидим... и мой запал кончается...