Привет, друзья. Путешествия всегда связаны с мечтой. Когда мы собирались на Шри-Ланку, такой мечтой для нас был мост Рамы, соединяющий через океан Шри-Ланку и Индию. Европейцы и мусульмане называют его Адамов мост. В древние времена по мосту можно было не только пройти, но и переправить целую армию. Вот на этот мост мы и мечтали попасть. От этого пункта мы и строили весь свой маршрут по Шри-Ланке.

Мост Адама (Adams Bridge), индийское название — мост Рамы из космоса и с самолёта виден как голубая линия — отмель длиной в 50 км, шириной от полутора до 4 километров, уходящая в океан. Глубина этого моста колеблется от метра до 10-12 метров.

iz-kosmosa

Проблема

С экономической стороны, отмель в океане между Индией и Шри-Ланкой доставляет массу хлопот: кораблям приходится делать крюк в 800 км, а это 30 часов пути и потраченное впустую топливо.

Казалось бы, есть простое решение — прорыть канал и наладить прибыльное судоходство. Такие попытки предпринимались в 1850 году, в 1955 и последняя в начале двухтысячных, но встретили мощный протест со стороны верующих людей.

  • Мусульмане

Называют это место мост Адама и верят, что этот мост поднялся из морской пучины, когда Адам, изгнанный из рая, проходил здесь в поисках Евы. О том, что земная жизнь Адама началась на острове Шри-Ланка, свидетельствует след ступни огромных размеров на горе Шрипада. Мусульмане и европейцы называют гору пик Адама.

Друзья, теперь мы есть в Телеграм: наш канал про Европу, наш канал про Азию. Добро пожаловать)

Интересно, что оба названия — мост Адама и пик Адама официально появились на картах мира только в 1804 году. Их зафиксировал первый инспектор британской Индии Джеймс Реннель. Он проигнорировал древние названия, остановившись на том, что знакомо и удобно в произношении для христиан.

  • Индуисты

Называют место мост Рамы и верят, что это — легендарный мост из эпоса Рамаяна, который построил бог Хануман, чтобы привести армию бога Рамы и победить злого демона Равану, живущего на Шри-Ланке. А дело рук бога разрушать нельзя.




Историки, геологи, физики, химики, экологи и метеорологи также заинтересованы в изучении этого природного явления: подводный хребет разделил Индийский океан на неспокойный, штормовой Полкский залив (где образуются циклоны, а вода мутная и наполненная взвесями) и мягкий Манарский залив с чистейшей, изумрудного цвета, водой, обладающей другим химическим составом.

most-ramyi-s-samolyota

Многолетние данные, собранные в том числе и археологами, говорят о том, что отмель — не природного происхождения — она рукотворна и появление её вызывает массу вопросов. При отсутствии какой-либо заметной геологической активности, морское дно вдруг резко поднялось с глубины в 12 метров до 1 метра.

Подробный анализ структуры моста показал, что невысокий подводный хребет, действительно, возник неожиданно и представляет собой скопление валунов размером 1,5 на 2 метра, состоящих из известкового камня, песка и кораллов.

Валуны лежат на морском песке, толщина которого колеблется от трех до пяти метров, а сверху начинается твердый грунт.

hanuman

Хануман

Спасительная дамба

Загадочная отмель является частью экосистемы. Учёные считают, что подводный хребет значительно смягчил действие цунами в 2004 году. Если бы не он, то последствия катаклизма в Индии были бы ещё более страшными.

Мистика

Вокруг моста Рамы развернулись нешуточные баталии: экономические интересы против интересов верующих людей и экологической безопасности. Дело перешло на правительственный уровень.

Верховный суд Индии вынес вердикт, что исторических доказательств того, что мост построен богом Рамой нет, а священная книга, хоть и важна для народа, но доказательством не является.

rama

Рама

Была создана строительная корпорация и начались работы по строительству канала. Однако начались массовые поломки земснарядов, ломались зубья ковшей, а неожиданно появившийся шторм разметал суда, занимавшиеся строительством. Работы пришлось приостановить.

В день рождения бога Рамы 27 марта 2007 года началась международная кампания под лозунгом «Спасите мост Рамы» (Save Ram Sethu). Активисты предложили альтернативное решение проблемы — прорыть канал рядом с деревней Мандапам, где мост кончается. За несколько дней петицию подписали тысячи человек во всём мире.

Деревня Мандапам

Деревня Мандапам

Адамов мост сегодня

Говорят, что до XV века мост и дорога на нём была полностью на поверхности, но за последние столетия вода в этом месте поднялась и мост ушёл под воду.

Один конец моста находится В Индии на острове Рамешварам другой на острове Маннар, принадлежащем Шри-Ланке.

Мост Рамы на древней карте Цейлона из атласа Птолемея. Фото: Wilfriedbluhm.de

Мост Рамы на древней карте Цейлона из атласа Птолемея. Фото: Wilfriedbluhm.de

Сейчас по мосту можно пройти частично пешком, частично вплавь. Мелкие островки чередуются с неглубокими провалами. Чтобы пройти, нужно получить специальное разрешение, причём от двух стран, т.к. границы Индии и Шри-Ланки находится посреди моря.

9 островов-отмелей находятся во владении Шри-Ланки, 9 во владении Индии.

Вот в это место мы и мечтали поехать. Что хотели увидеть? Не знаем... Что-то. Постоять на мосту. Идти пешком в Индию мы не планировали.

Шри-Ланка. Галя в поисках моста Рамы

Шри-Ланка. Галя в поисках моста Рамы

Умом я понимала, что ничего кроме отмели мы не увидим, а фантазия рисовала что-то вроде Карлова моста, ушедшего под воду. Его опоры видны сквозь толщу воды, а меж древних камней в прозрачной чистой воде плавают рыбы. Разубеждать меня не имело смысла.

Сложности

Первое, что нужно учесть — климат Шри-Ланки. Практически до середины, а то и до конца декабря в этой части острова идут дожди, а в районе острова Маннар всё затоплено и к нему не проехать.

Узнали мы об этом уже в Анурадхапуре за день до поездки от хозяина отеля. Увидев, что мы расстроились, он позвонил в Маннар своему знакомому полицейскому. Выяснилось, что, как раз в этот день проезд открыли.

Он же подсказал, как лучше добираться. А хотели мы не только на Адамов мост. Мы лелеяли надежду побывать на могиле Адама и Евы, которая находится в той же стороне, но с дороги нужно было свернуть и добраться до кладбища небольшой мусульманской деревушки.

Поездка

Выехали мы часов в 9 утра на автобусе, идущем в северном направлении. Водитель подсказал, где выйти, чтобы пересесть на автобус, идущий на Маннар. Чем дальше на север мы ехали, тем больше появлялось в автобусе мусульман.

В этом автобусе, на который мы пересели были уже практически все мусульмане. Было как-то непривычно и тревожно, хотя помощник водителя весёлый юморной парень смеялся и шутил с девушками, пытался говорить с нами насколько позволял его английский, состоящий из нескольких слов.

Затопленные дворы

Затопленные дворы

В результате, он быстро научился нескольким русским словам, в том числе и универсальному «давай!» и высадил нас на пустынной дороге, махнув нам на прощание в нужном направлении.

Туда мы и двинулись. В нескольких метрах от дороги обнаружили плакат и поняли, что приехали, куда надо.

shr-lanka-ya

Судя по этому плакату, к мосту можно приехать на лодке из отеля.

Добирались мы долго. Мимо затопленных крестьянских домиков, полей и джунглей. Автобусы на Шри-Ланке ездят быстро, но останавливаются часто — на каждой остановке, поэтому средняя скорость примерно 30 км/час.

Дальше предстояло пройти пешком километра 2. По дороге, хоть она и пустынная встретили несколько человек, направлявшихся в отели, что нас удивило — местность для гостиниц больно не подходящая.

doroga-1

Наконец вышли к морю. Пустынный берег слева и за маленьким ручьём-речушкой рыбацкая деревня справа. Вот и всё. Конец пути. Нас он не устроил.

Мы перешли ручей, поинтересовались у рыбаков, где мост Рамы. Они неопределённо махнули рукой и предложили закупиться у них мешками сушеных морепродуктов.

doroga-k-mostu-adama

Мы поблагодарили и рванули вдоль берега. Время поджимало, сколько идти неизвестно, а на обратный автобус хотелось успеть. О том, чтобы заехать в деревню к могиле Адама и Евы не было и речи.

Рыбацкая деревня

Рыбацкая деревня

Мы шли и шли вдоль берега. В начале пути повстречали странного мужчину, катившего тележку с едой. Он шёл из ниоткуда, непонятно зачем в сторону рыбацкой деревни, из которой мы вышли.

Несколько раз нам казалось, что кто-то за нами наблюдает и прячется за песчаными наносами, покрытыми водорослями и чахлой травой. Думали мерещится — куму здесь быть? Но оказалось, что быть-то как раз есть кому — морским погранцам, охраняющим берег.

Сушеная рыба

Сушеная рыба

В какой-то момент перед нами выросли два паренька в трусах и с автоматами без приклада (по виду Калашникова), сообщили, что они нави — морская полиция, а мы арестованы. Мы долго объясняли, что хотим, куда идём и рисовали на песке карту. Они нас не понимали. Наконец, коммуникация осуществилась.

Рыбак

Рыбак

Мы побывали в их землянке, узнали о трудном быте ланкийских пограничников. Они напоили нас водой, сфотографировались с нами, нам запретили пользоваться фотоаппаратами, позвонили следующим постам и пожелали скорейшего возвращения, потому что уже начинался прилив и скоро будет трудно идти.

doroga-k-mostu-adama-3

Вскоре появилось начало моста Рамы. Там тоже стоял пограничник, но он хорошо знал, что охраняет. Мы уломали его на 10 минут. Он разрешил пройтись по песчаной отмели и даже сфотографировал нас.

На мосту Адама

На мосту Адама

Вот собственно и всё, а радости у нас было — море)))

Всю обратную дорогу до деревни практически бежали. Там застали бизнесмена на джипе, закупавшего сушёнку. Он добросил нас до автовокзала, где мы успели запрыгнуть в последний уже отъезжающий автобус.

Лодки в деревне

Лодки в деревне

На повороте к мусульманской деревне защемило в желудке, — захотелось спрыгнуть и добраться до могилы Адама и Евы, но разумность победила. Решили, что вернёмся и побываем, тем более, что таких мест, претендующих на могилы первых людей, на Шри-Ланке два.

Как добраться

Из Анурадхапуры автобусрм до Маннара.

  • От Маннара автобусом до Таллайманнара. Там пешком или возьмите тук-тук (километра полтора). Этот вариант посоветовал нам один турист, который был там несколько лет до нашей поездки.
  • Наш вариант: От Маннара автобусом до Таллайманнара. Но до этой деревушки мы не доехали, кондуктор в автобусе предложил нам выйти за пару км до нее. Вышли мы около указателя на мост Рамы, проехав чуть дальше по шоссе, после деревни Paaviluppaddaan Kudiyiruppu. Дальше шли к морю 2 км, а потом вдоль моря еще 4 км.

Адамов мост на карте

Вот такие мечты. И они сбываются. До новых встреч на нашем блоге и в путешествиях.

С уважением, Алла Сутягина