style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-9145244571903741"
data-ad-slot="7434634917"
data-ad-format="auto">

Итак, я продолжаю рассказ о необычном путешествии русского художника В.В. Верещагина по Индии.  Здесь вы можете прочитать первую часть рассказа. Напомню, что путешествие началось в 1874 году и длилось 3 года, что вместе с В. Верещагиным в незнакомую Индию отправилась первая жена художника  - Елизавета Кондратьевна.

После осмотра скальных храмов в Эллоре (Кайлас темпл) и фресок в Буддийском пещерном монастыре в Аджанте (Аджанта Кейвс), Верещагины направляются на северо-восток Индии. Их цель — Золотой треугольник, вернее пока только часть Золотого треугольника: города Джайпур и Агра. Затем древний город Фатехпур Сикри и дальше Аллахабад и священный Варанаси. По дороге они делают остановку в городе Удайпур.

Ниже карта маршрута В.В. Верещагина по Индии. Сегодня вы увидите картины, которые художник нарисовал в части маршрута, обозначенной желтым цветом. Это города и храмы, расположенные в центральной части плуострова Индостан. А мы любуемся картинами и решаем: что посмотреть в Центральной Индии.

Карта путешествия В.В. Верещагина по Индии

Карта путешествия В.В. Верещагина по Индии

Удайпур

Название города осталось прежним. Находится в штате Раджастан (регион — Северная Индия). Посмотреть Удайпур на карте можно ниже.

Интерес художника вызывают архитектурные сооружения позднего средневековья — беломраморный дворец и храм Джаганнат.

Дворец (City Palace) необычайно красив и живописен. В нём веками жили и продолжают жить махараджи Удайпура. (Махараджа — князь; высший титул в Индии).
Здесь художник пишет несколько картин:

Удайпур Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре

Удайпур Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре


Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874

Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874 г.


Браминский храм в Адельнуре, 1874-1876 гг.

Браминский храм в Адельнуре, 1874—1876 гг.

Аджмер

Следующим местом остановки Верещагиных становится город Аджмер.
Название сохранилось. Находится город в штате Раджастан.

Удайпур и Аджмер на карте Индии

Удайпур и Аджмер на карте Индии

«Главная достопримечательность Аджмера — мечеть X века — частично уже разрушена. У нее несколько необычное название — «Дом двух с половиной дней». Местная легенда гласит, что мечеть была воздвигнута за столь короткий срок с помощью некой чудодейственной силы. Архитектура этого памятника интересна своеобразным сочетанием индийских и арабо-мусульманских элементов.

В Аджмере художник мог познакомиться с ансамблем мечетей и мавзолеев, группировавшихся вокруг мавзолея Куаджа Саиба, умершего в начале XIII века и почитаемого местными мусульманами. В день памяти святого здесь варят в двух огромных котлах пищу для всех паломников.

Могольский император Шах-Джахан, тот самый, который построил знаменитый мавзолей Тадж-Махал в Агре, воздвиг в Аджмере великолепный павильон из белого мрамора с одиннадцатью арками и надписью арабской вязью, которая опоясывает все здание.

И еще одна достопримечательность Аджмера, мимо которой наблюдательный художник никак не мог пройти, — это высеченный в скале, в ограде гробницы Куаджа Саиба, глубокий резервуар для воды со спускающимися к нему ступенями. Здесь паломники совершают ритуальное омовение перед тем, как посетить гробницу».

Джайпур

Название города осталось прежним. Джайпур находится в штате Раджастан.

«Джайпур также столица одного из раджастханских княжеств. По сравнению с другими индийскими городами он сравнительно молод — ему около трехсот лет — и не может похвастать древними памятниками. Большой дворец местного махараджи эклектичен и малоинтересен».

Таково мнение художника. От себя могу сказать, что в городе интересна старая часть и дворец, где много интересных экспозиций, форт и старинная обсерватория.

 Храм в Джайпуре. 1874–1876 гг.

Храм в Джайпуре. 1874–1876 гг.

В Джайпуре В.В. Верещагина заинтересовали люди, и он сделал два портрета всадников:

Всадник в Джайпуре. Около 1880

Всадник в Джайпуре. Около 1880 г.


Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881 г.

Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881 г.

Позже Василий Верещагин был ещё раз в Джайпуре. Известна его картина «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г». Это одно из самых больших полотен в мире. Когда-то она принадлежала одному из махараджей. Затем владелец передал картину в дар музею Мемориал Виктории в Калькутте.

По последним данным картине требовалась срочная реставрация. Приемлемую репродукции картины я не нашла. Но есть вот такой рисунок с картины.

Процессия английских и туземных властей в Джайпуре («Будущий император Индии»). 1875–1879 гг.

Процессия английских и туземных властей в Джайпуре («Будущий император Индии»). 1875–1879 гг.

В своих записях Верещагин выделяет «золотой треугольник» : Агра — Дели — Джайпур и рассказывает о культурных памятниках сосредоточенных в этих городах и их окрестностях.

Джайпур, Дели и Агра на карте Индии

Джайпур, Дели и Агра на карте Индии

В наше время этот маршрут по Индии так и называется — «Золотой треугольник Индии» и является самым популярным среди туристов всего мира.

Мы несколько лет назад посещали Джайпур, останавливались в отеле Hotel Kalyan 15 $ за ночь на двоих. Рекомендуем.

Агра

Название города сохранилось. Город находится в штате Уттар Прадеш.

«Джайпур, Агра и Дели образуют почти равносторонний треугольник. Дели — одна из его вершин; Агра, расположенная юго-восточнее, на священной реке Джамна, притоке Ганга, — другая. Агра привлекла внимание художника больше, чем все ранее виденные индийские города, и он решил задержаться здесь на некоторое время».

«До середины XVII века Агра была одной из столиц державы Великих Моголов. Каждый из императоров старался украсить город величественными сооружениями во славу своей империи, не жалея на это ни средств, ни сил своих подданных. Стройные, изящные минареты, беломраморные дворцы и храмы, украшенные тонкой и ажурной, словно кружево, резьбой, изумляли и восхищали художника. Он проникся беспредельным уважением к народным умельцам, строителям, резчикам по камню».



style="display:inline-block;width:468px;height:60px"
data-ad-client="ca-pub-9145244571903741"
data-ad-slot="2447134912">

Василий Верещагин остановился в Агре почти на 3 месяца. Отсюда он выезжал в Джайпур, Дели и Фатехпур Сикри.

Мы тоже останавливались в Агре. Правда были не 3 месяца, а 2 дня. Жили в  Hotel Sidhartha  15 $ за  ночь на двоих. До Тадж-Махала рукой подать.

Фатехпур Сикри

Вблизи Агры есть гробница шейха Селима в древнем городе Фатехпур Сикри. Город находится в штате Уттар Прадеш

Джайпур Дели Агра и Фатхпур Сикри на карте Индии

Джайпур, Дели, Агра и Фатхпур Сикри на карте Индии

Здесь художника поразила архитектура и тончайшая работа древних резчиков по камню.

Гробница Шейха Селима Чешти в Фатехпур Сикри, 1875

Гробница Шейха Селима Чешти в Фатехпур Сикри, 1875 г.

«Верещагин любовался Жемчужной мечетью, тронным залом Великих Моголов, гробницей шейха Селима Шисти, друга и советчика императора Акбара. Но самое большое восхищение художника вызвал, конечно, мавзолей Тадж-Махал, воздвигнутый императором Шах-Джаханом на могиле любимой жены, умершей в ранней молодости.

Дом Бирбаля в Фатахпур-Сикри. 1874–1876 гг.

Дом Бирбаля в Фатехпур-Сикри. 1874–1876 гг.

Мавзолей выстроен на берегу широкой реки, и его очертания, отражаясь в чистой воде, придают особую прелесть всему сооружению. Мощная луковица купола, увенчанного коротким золотым шпилем, аркады белокаменных фасадов, стройные минареты по углам опоясывающей мавзолей стены и внешние красные стены с угловыми башенками — все это подчеркивает четкость архитектурного замысла, совершенство пропорций всего ансамбля, его красоту».

Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874 г

Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874 г

«Неоднократно Верещагин приходил сюда с этюдником и принимался за работу, чтобы перенести на полотно красоту творений индийских зодчих. Величественные памятники, с которыми знакомился художник во время своих поездок по Индии, напоминали о богатой истории индийского народа, о его огромном вкладе в развитие мировой цивилизации. При виде этих памятников пробуждалось чувство восхищения этим народом, который теперь страдал под пятой колонизаторов».

Мавзолей Тадж Махал близ Агры. Индия, 1875 г.

Мавзолей Тадж Махал близ Агры. Индия, 1875 г.

«Верещагин горько сожалел, что многие прекрасные сооружения находились в запустении, разрушались, а колониальные власти (Индия в то время была колонией Великобритании) ничего не делали для того, чтобы их сохранить. Художник высоко оценил многовековую индийскую культуру.

Как сообщает В. В. Стасов, «очень интересными и замечательными мне казались заметки Верещагина об индийской архитектуре и музыке: не раз в своих письмах он высказывал мне свое удивление близкому сходству их с коренной народной архитектурой и песней древней Руси». Сходство художник улавливал, разумеется, не в каких-то внешних, формальных аналогиях, а в народной самобытности, яркости».

Мы тоже заметили сходство индийских «кулибиных» и российских.

В конце декабря 1874 года Василий Васильевич вместе со своей женой отправляется в трёхмесячное путешествие по северо-восточной Индии. Они планируют добраться до горного королевства Непал, побывать в столице государства — городе Катманду, увидеть высочайшую вершину мира — Эверест.

Аллахабад

Название города сохранилось. Находится он в штате Уттар Прадеш.

«Поездом они добрались до Аллахабада, расположенного у устья Джамны. Здесь супруги решили задержаться, чтобы осмотреть священный город, а переводчика по прозвищу Парси — он был из бомбейских огнепоклонников — с вещами отправили вперед. Вещи, продовольствие, палатку, мольберт с красками, подарки для местных жителей везли на арбах, запряженных волами, в сопровождении нанятых погонщиков».

Аллахабад, Варанаси, Баникпор (Патна) на карте Индии

Аллахабад, Варанаси, Баникпор (Патна) на карте Индии

Я немного запуталась, в каком порядке художник посещал города в этом районе. Думаю, что из Аллахабада он мог съездить в Варанаси, затем вернуться снова в Аллахабад. И уже оттуда продолжить свой маршрут.

Варанаси

У этого города есть и другие названия: Бенарес (встречается часто), Банарас и Каши (у нас употребляется редко). В картах Гугл город обозначен как Варанаси. В переводе с санскрита Варанаси означет «между двух рек».  Для индусов это такая же святыня, как Иерусалим для христиан.

Моти Масджид - Жемчужная мечеть

Моти Масджид — Жемчужная мечеть


Индия. Факиры в Варанаси

Индия. Факиры в Варанаси

В индуистской космологии Варанаси — центр (или пуп) Земли. Где находится пуп земли в космологической модели древних греков, можно узнать здесь.

Учёные считают, что Варанаси — ровесник Вавилона. Остальные города того же возраста разрушены или исчезли с лица земли, а Варанаси жив и вполне здоров.

Баникпор

На месте городка Баникпор сейчас Патна. Штат Бихар.

Из  Аллахабада на поезде Верещагины едут в Баникпор. Здесь планы Верещагиных меняются: вместо Непала они решают направиться в горное княжество Сикким, находящееся в Восточных Гималаях.

В письме своему другу В. Стасову В. Верещагин писал: «Я предприму тщательный обзор и объезд гималайской границы с ее в высшей степени интересными странами и племенами».

Следующая часть рассказа о В. Верещагине — путешествие в горное королевство Сикким. О том, какие трудности пришлось пережить супругам, чтобы исполнить свою мечту — побывать в Тибетской части Индии, познакомится с бытом и культурой народов, живущих в горах, и о том, как они поднимались на Эверест.

С уважением, Алла Сутягина

 

Найди свой билет и отель: